Новости

Швейцарская художница-еврейка хочет, чтобы музей вернул ей ее картины из-за опасений, что в коллекции музея сейчас находятся произведения искусства, купленные у евреев под принуждением во время Второй мировой войны

26 декабря 2021, 09:00 искусство
Поделиться

Швейцарская художница – еврейка попросила Цюрихский художественный музей вернуть ее картины из-за опасений, что в музее представлены работы, купленные по ценам ниже рыночных у еврейских беженцев в ужасных обстоятельствах в годы до и во время Холокоста, пишет журналист JTA Кнаан Липшиц.

72-летняя Мириам Кан публично высказала свои пожелания на этой неделе, сообщает швейцарско-еврейская газета «Tachles». «Я больше не хочу выставляться в Цюрихском художественном музее и хочу забрать из него все свои работы. Я выкуплю их по первоначальной цене покупки», – написала она в письме, полученном «Tachles». Кан, художница – феминистка, чьи работы были отмечены множеством наград, написала это письмо в ответ на споры, разгоравшиеся по поводу Коллекции Эмиля Бюрле, которая является центральным элементом нового крыла музея, открывшегося ранее в этом году.

Эмиль Георг Бюрле был магнатом, накопившим значительное состояние, продавая оружие нацистской Германии, и использовал свое состояние для покупки произведений искусства, которые в настоящее время составляют коллекцию, названную в его честь. Музей подвергся критике за приобретение коллекции из-за обвинений в том, что она содержала произведения искусства, происхождение которых не было должным образом исследовано, или которые были куплены у продавцов – евреев, которые были вынуждены согласиться продать их за цену много ниже рыночной цены.

Александр Йоллес, президент Фонда Бюрле, который управляет коллекцией, выступил в защиту коллекции на пресс-конференции 15 декабря. Йоллес заявил, что Швейцария, которая была нейтральной во время Второй мировой войны, не проводила антисемитской политики в 1940-х годах и что некоторые произведения искусства, купленные у продавцов – евреев в те годы, переходили из рук в руки при этически приемлемых обстоятельствах. «Это не тот случай, когда каждая юридическая сделка, совершенная еврейским эмигрантом в Швейцарии, США и в других незанятых районах, является подозрительной и может рассматриваться как вынужденная из-за преследования», – заметил он.

Фонд Бюрле заявляет, что ни одно из 200 произведений искусства коллекции не было изъято или получено неэтично у евреев, но также заявил, что будет способствовать проведению внешней экспертизы, чтобы доказать это. Кроме того, Музей изящных искусств Берна на прошлой неделе заявил, что вернет две работы Отто Дикса еврейской семье, наследникам Исмара Литтмана из Вроцлава, из-за свидетельств, предполагающих, но не подтверждающих, что они были украдены у них, сообщил «Tachles». Картины принадлежали Корнелиусу Гурлитту, сыну торговца произведениями искусства, который скупал их у евреев перед и во время Второй мировой войны. Корнелиус Гурлитт умер в 2014 году, оставив коллекцию своего отца Бернскому музею. Он принял коллекцию, оговорив, что вернет любую картину, если будет доказано, что она была изъята.

По данным «Deutche Welle», из примерно 600000 произведений искусства, изъятых нацистами, более 100000 так и не были возвращены. Некоторые из них хранятся в музеях и частных коллекциях по всей Европе и за ее пределами, в то время как другие являются предметом затяжных судебных тяжб. На данный момент только пять стран – Германия, Австрия, Великобритания, Франция и Нидерланды – создали национальные комитеты для определения происхождения подозрительных произведений искусства. Создание таких комитетов были ключевым требованием Вашингтонских принципов о конфискованных нацистами произведениях искусства, знаменательного документа, согласованного в 1998 году 44 странами.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции