Новости

Сериал «Netflix» «Клуб» предлагает взглянуть на жизнь турецких евреев

17 ноября 2021, 16:00 сериал
Поделиться

Израильское телевидение за последние годы дало «Netflix» несколько громких хитов, в основном посвященных страданиям ортодоксальных евреев-ашкеназов, пишет журналист JTA Дэвид Кляйн.

Последний сериал о еврейской общине совсем другой. «Клуб» — это драма, рассказывающая о семье турецких сефардов в Стамбуле 1950-х годов, которая одновременно меняет представление о том, что представляют собой примерно 15000 евреев, живущих сегодня в Турции, и предлагает американской публике окно в малоизученный уголок еврейского мира. Первая серия «Клуба», который дебютировал на «Netflix» 5 ноября и доступен для просмотра в США, начинается с шабатной молитвы на иврите и заканчивается песней на ладино. В дальнейшем она вплетает в свой сюжет хитросплетения еврейских обрядов и вездесущую борьбу страны между принятием и ассимиляцией меньшинства.

Многие турецкие евреи сочли сериал откровением, особенно с учетом того факта, что еврейские персонажи в турецком кино обычно изображаются на основе стереотипов. Турецкий является основным языком сериала, но в каждом эпизоде ​​присутствует ладино – исторический язык сефардского еврейства, смесь средневеково испанского, иврита и арамейского, а также турецкого, греческого, арабского и других языков. «Евреи были просто счастливы увидеть себя», – заявил JTA редактор турецкого еврейского новостного агентства «Avlaremoz» Эли Халигуа.

Сериал смотрят не только евреи, поскольку он стал популярным у значительной части турецкого общества. Хотя сериал временами может быть запутанным, а его окончание не впечатляет, его настоящая сила в том, что он изображает мир турецких меньшинств. Имена его персонажи ясно дают понять это – есть Агоп (армянин); Янни, Тасула и Нико (греки); и, конечно же, Матильда, Давит, Рашель и Мордо (евреи-сефарды). Большая часть событий «Клуба» сосредоточена в стамбульском районе Галата, в просторечии известном как Кула, месте, которое вызывает сильную ностальгию у турецких евреев. Сегодня это одна из самых больших туристических достопримечательностей Стамбула благодаря одноименной башне, но в эпоху, в которой разворачивается действие сериала, этот район был домом для большой и сплоченной еврейской общины, где на улицах можно было услышать ладино с такой же вероятностью, как греческий или турецкий.

Чтобы создать правильную обстановку, продюсеры шоу пригласили многих известных ладиноговорящих людей из турецкой еврейской общины, в том числе театрального актера Иззета Бана, актрису Форти Барокас и Карен Чархон, также актрису и редактора последнего печатного журнала на ладино «El Ameneser». Они и несколько других членов еврейской общины Стамбула сыграли в сериале небольшие роли. «Я видел в сериале пять или семь человек, которых знаю лично, – рассказал Халигуа. «Так что, конечно, я чувствовал себя причастным к этой истории».

Действие происходит в 1950-х годах, сюжет разворачивается вокруг Матильды (которую играет Гекче Бахадир), сефардской еврейки, которая только что была освобождена из тюрьмы, ее дочери Рашель (ее играет Асуде Калебек) и других работников популярного ночного клуба «Club Istanbul», где работает Матильда. Когда зритель впервые встречает Матильду, она попадает в тюрьму за убийство, совершенное в подростковом возрасте. Личность жертвы и ее мотив поначалу неясны, но по мере раскрытия одной тайны появляется другая. Еврейские темы появляются на протяжении всего сюжета. Между Матильдой и ее главным соперником, жестоким Челеби (его играет Фират Таниш), возникает конфликт, когда последний в ее первую неделю в клубе вынуждает ее работать в начале шабата. «Ах, в тот день, когда вы даже не касаетесь выключателя», – самодовольно говорит Челеби, оставив Матильду работать в темноте перед шабатом.

В последующих эпизодах настоящая история Челеби раскрывается в разгар вечеринки в честь Пурима, за которой быстро следует монолог, искусно произнесенный Бана, ветераном театра на ладино. «Ты должна знать, что такое Пурим, Матильда», – говорит персонаж Баны Хайми. «Это праздник противоречий, раскрытия того, что было сокрыто».

Шестисерийный сериал – не первый опыт режиссера Зейнеп Гюнай Тан с еврейской аудиторией. Один из ее прошлых проектов, «Невеста из Стамбула», стал хитом в Израиле, где в последние годы все большую популярность приобретают турецкие мыльные оперы. После «арабской весны» турецкая кино- и телеиндустрия заменила египетскую, став крупнейшей и наиболее влиятельной в мусульманском мире. Но даже несмотря на то, что в Турции проживает значительное еврейское население, в отличие от Египта, этот сдвиг не привел к значительному представительству. «До сегодняшнего дня мы слышали имена этих людей только по турецкому телевидению: торговец текстилем Недим, ростовщик Соломон, агент «Моссада» Моше, бизнесмен – еврей Мисон и т. д.», – написал стамбульский еврей Габи Бехири в своем твиттер-аккаунте на прошлой неделе. «Другими словами, людям, живущим в Турции, был показан унифицированный и обобщенный еврей с использованием всех известных антисемитских приемов». Напротив, «Клуб» изображает своих персонажей-евреев, как богатых, так и бедных, в основном с сочувствием. «Одна из главных вещей, которые действительно обрадовали людей, заключалась в том, что персонажи-евреи не изображались как злые или жадные», – заметил Халигуа. «Это был один из первых случаев, когда все меньшинства и немусульмане были представлены не как зло или враг, а фактически как жертвы политики тюркификации» или практики принудительной ассимиляции, которая характеризует большую часть турецкой истории. «Это было своего рода вехой», – добавил он. «И не только для евреев, но и для армян, и для греков».

Сериал затрагивает еще одно табу из турецкой истории: действие происходит после печально известного налога на богатство 1940-х годов и погрома в Стамбуле 1955 года. Налог на богатство, или Варлик Вергиси, был политикой Турецкой Республики, введенной в 1942 году. Его заявленная цель заключалась в финансировании постоянной армии на случай вторжения в Турцию нацистов или Советского Союза. На самом деле целью оказался переход богатства от немусульманских меньшинств, которые занимали видное место в купеческих сословиях Турции, мусульманскому большинству. В то время как мусульмане облагались налогом по ставке менее 5% от стоимости их недвижимого имущества, для евреев и греков ставка намного превышала 100%. Больше всего пострадали армяне – более 200%. Тех, кто не мог заплатить в течение 15 дней, отправляли в трудовые лагеря недалеко от города Ашкале в Восточной Турции. Там трудились по крайней мере тысяча человек, а десятки в конечном итоге умерли от тяжелых условий. Закон разрушил финансовое благополучие и безопасность многих общин меньшинств Турции, ускорив исход турецких евреев. Почти половина турецких евреев покинула страну в период с 1948 по 1951 год, после создания государства Израиль.

Стамбульский погром 1955 года, который был направлен в основном против греческого населения, но затронул также евреев и армян, также побудил тысячи других эмигрировать. Погром был спровоцирован правительством тогдашнего премьер-министра Турции Аднана Мендереса и его правящей Демократической партии. В течение 6 и 7 сентября 1955 года тысячи погромщиков, которые были доставлены в город на грузовиках, пришли в ярость от фальшивых новостей о том, что греческие националисты взорвали турецкие консульства в Греции и дом, где прошло детство отца-основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка в Салониках. В течение девяти часов они совершали нападения на греческие кварталы, которые часто находились бок о бок с еврейскими и армянскими, убив более десятка человек и нанеся ущерб тысячам зданий, в том числе 73 церквям, двум монастырям и синагоге. Мендерес был отстранен от власти в 1960 году в результате военного переворота.

В «Клубе» зритель быстро узнает, что налог на богатство разрушил когда-то счастливую семью Матильды, отправив ее брата и отца в Ашкале, где они погибли. Эта история известна большинству турецких евреев, но не за пределами общины, поскольку эта тема была почти табу в турецком общественном дискурсе на протяжении почти восьми десятилетий. «Люди понятия не имели, что такое налог на богатство», – говорит Бетси Пенсо, еще одна стамбульская еврейка и автор «Avlaremoz», которая в настоящее время живет в Израиле. «Мы пытаемся объяснить это нашим друзьям. Но даже они не понимают этого, потому что этому не учат в школах». Благодаря «Клубу» и его популярности в Турции ситуация может измениться. «Avlaremoz» часто писал о налоге и его последствиях, в том числе этой весной был выпущен специальный цикл статей о нем. По словам Пенсо, после выхода сериала на сайте появилось множество новых читателей. «Мы говорим о налоге на богатство уже как минимум пять лет, но мы могли достучаться только до тех людей, которые действительно уже были заинтересованы», – заявила Пенсо. «Теперь люди, которые не знали или не интересовались этим, проводят свои собственные исследования».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции