Сенат Польши начинает слушания по закону о реституции имущества Холокоста
7 июля польский сенат начал обсуждение весьма спорного законопроекта, который предотвратит реституцию собственности или компенсацию людям, чья собственность была конфискована польским коммунистическим режимом после Второй мировой войны, включая переживших Холокост, сообщает «The Jerusalem Post».
Он был принят после дебатов в прошлом месяце в Сейме, нижней палате польского парламента, и отправлен в Сенат для утверждения, что вызвало дипломатический инцидент с Израилем после того, как министр иностранных дел Яир Лапид осудил законопроект как «аморальный». Голосование по законопроекту назначено на 19 июля.
После войны польские коммунистические власти провели широкомасштабную программу конфискации и национализации собственности по всей стране, включая большое количество собственности, ранее принадлежавшей довоенному еврейскому населению Польши, насчитывавшему около трех миллионов человек, 90% из которых были убиты нацистами во время Холокоста. Новый закон не позволит людям, потерявшим собственность в результате конфискации, в том числе польским евреям, пережившим Холокост, и их наследникам, вернуть свою собственность или получить за нее компенсацию. Накануне слушания Лапид выступил с резким заявлением, в котором снова осудил предложенный законопроект. «Попытка Польши принять еще один закон, который пытается затуманить историю и снять ответственность за имущество переживших Холокост, является незаконной и аморальной попыткой», – подчеркнул Лапид. «Государство Израиль встанет на сторону переживших Холокост и истории, и не склонит голову перед этими попытками», – отметил министр, добавив, что он надеется, что Сенат внесет изменения в законопроект, чтобы «обеспечить хорошие отношения с Израилем и, что не менее важно, оказать уважение, достойное истории».
Слушание проходило в комитете Сената, в котором многие выступавшие, в том числе правительственные чиновники, члены парламента, юристы, иностранные дипломаты и некоторые владельцы собственности, высказали различные точки зрения по этому вопросу. Одним из выступавших был главный раввин Польши Михаэль Шудрих, который осудил законопроект как аморальный. «Одна из Десяти заповедей – «Не укради», – напомнил Шудрих комитету. «Это имущество было украдено дважды: один раз немцами, когда они оккупировали страну, и второй раз коммунистами после войны. Нынешнее польское правительство является преемником коммунистического правительства, хотя и сильно отличается – но «Не укради» по-прежнему продолжает действовать через 60 и 80 лет после того, как произошла кража», – заявил Шудрих. «Существует моральный долг – каким-то образом компенсировать ущерб тем, чья собственность была украдена, и моральная ответственность правительства – признать случившуюся несправедливость».
Шудрих утверждал, что религиозная принадлежность жертв конфискации имущества польским коммунистическим режимом, будь то евреи или католики, не имеет значения, и что моральное обязательство по выплате компенсации распространяется на всех польских граждан, у которых была конфискована их собственность. Поляки и евреи смогли подать иски о реституции собственности через польские суды, а в некоторых случаях им удалось вернуть свою собственность, хотя этот процесс был сложным и трудным. Шудрих заявил «The Jerusalem Post», что слушание в целом прошло хорошо, хотя и отметил, что заместитель министра юстиции говорил невоздержанно и делал различные политические комментарии, которые были осуждены главой комитета.
Другим выступившим была писательница, поэтесса и пережившая Холокост Халина Биренбаум, которая родилась и выросла в Варшаве. «Для меня немыслимо, чтобы в Польше в 2021 году, свободной от какой-либо оккупации, существовало право лишить нас, евреев, переживших Шоа, нашей частной собственности и собственности наших убитых отцов и дедов: квартир, домов, всего имущества».
«Мы жили в Польше сотни лет, строили, учились, создавали, служили в армии, платили все гражданские налоги», – отметила она и продолжила описывать ужасы, которые она и ее семья испытали во время Холокоста в Аушвице, Треблинке и Майданеке, где были убиты ее родители. «Но, может быть, этот новый закон – просто страшный сон? И вернется нормальный, справедливый мир, а также хорошие отношения между нашими польским и еврейским государствами. Я верю в это», – заключила она.
Временный поверенный в делах посольства Израиля в Польше Таль Бен-Ари Яалон также заявила, что проблема имущества, конфискованного у евреев, переживших Холокост, является вопросом «достоинства, справедливости и памяти». «Эти выжившие имеют историческое, моральное и юридическое право предъявить свои претензии и получить компенсацию, которую они заслуживают за свою собственность», – заявила она.
«После всех их страданий это самое меньшее, что им причитается». Бен-Ари Яалона отметила, что в соответствии с действующим законом, принятым после падения коммунистического режима в Польше, все поляки, «независимо от национальности и религии», могут отстаивать свои права в суде «в надежде добиться правосудия». Она отметила, что новый законопроект «позволит обеспечить юридическую неприкосновенность всей собственности, национализированной коммунистами», заблокировав иски бывших владельцев собственности, и остановит судебные разбирательства по искам, уже рассматриваемым в судах. «Должно быть справедливое решение, решение, которое учитывает историю, принимает во внимание ценности, принимает во внимание мораль», – подчеркнула она.
«Слушайте голоса еврейского мира, слушайте голоса еврейского государства. Послушайте, какую боль причиняет этот законопроект. Слушайте голоса выживших, которые говорят вам остановить этот законопроект и пересмотреть его».