Новости

Семья Рауля Валленберга требует от Швеции надавить на Россию, чтобы получить новые данные о его судьбе

24 сентября 2019, 12:00 История, Холокост
Поделиться

Потомки шведского дипломата, который спас десятки тысяч еврейских жизней во время Холокоста, требуют, чтобы их правительство приняло более активное участие в оказании давления на Россию с целью разглашения подробностей его смерти через 74 года после того, как он исчез в советских тюрьмах в последние месяцы Второй мировой войны.

Рауль Валленберг, бизнесмен, ставший дипломатом, которого часто называют «шведским Шиндлером», спас около 30 000 венгерских евреев, разместив их в специальной сети безопасных домов с дипломатическим статусом в столице Венгрии. Когда Красная армия вошла в Будапешт за несколько месяцев до окончания войны, Валленберга вызвали в штаб-квартиру советских войск, где и арестовали по обвинению в шпионаже в январе 1945 года, после чего его больше никто не видел. Ему было 32 года.

«Я хочу получить конкретные ответы на конкретные вопросы», -сказала 23 сентября «The Guardian» племянница Валленберга Мари фон Дардель-Дюпюи, описывая усилия ее семьи, направленные на то, чтобы подтолкнуть шведское правительство занять более жесткую позицию по отношению к русским, которые долгое время сопротивлялись обнародованию информации, которая могла бы пролить свет на судьбу дипломата. Дардель-Дюпюи и ее сестра Луиза уже давно утверждают, что Стокгольм был в значительной степени пассивным, из-за желания не противодействовать русским. На этой неделе три женщины планируют посетить шведскую столицу, чтобы лоббировать более активные действия.

«Он был великий человек, который не боялся сделать невозможное. Он заслуживает того, чтобы мы узнали, что с ним случилось», – заявила Дардел-Дюпюи. «Его история не закончена — тайна должна быть раскрыта. До сих пор так много закрытых дверей, и мы должны помочь открыть их».

В 1957 году Советский Союз опубликовал документ, в котором говорится, что Валленберг был заключен в тюрьму на Лубянке, печально известное здание, где располагалось Министерство государственной безопасности, и что он умер от сердечной недостаточности 17 июля 1947 года. Но его семья отказалась принять эту версию событий, и десятилетиями пыталась установить, что с ним произошло. Некоторые историки утверждают, что Валленберг был казнен. Во многих странах есть памятники, посвященные его работе, в том числе — в Израиле, который назвал его одним из «Праведников народов мира», высшим званием, предоставляемым неевреям, рисковавшим своей жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста.

В 2000 году глава российской следственной комиссии заявил, что Валленберг был расстрелян тайной полицией, но не сообщил никаких конкретных подробностей. В июне 2016 года в России был опубликован дневник первого начальника КГБ Ивана Серова. В нем утверждалось, что приказ о казни шведского дипломата, по-видимому, исходил от самого лидера Советского Союза Иосифа Сталина, а также тогдашнего министра иностранных дел Вячеслава Молотова. Несколько месяцев спустя шведские власти официально объявили Валленберга умершим. Ранее он считался пропавшим без вести, после того как власти оставили надежду найти его живым. В 2017 году российский суд отклонил предложение его потомков заставить службу безопасности ФСБ, преемницу МГБ, обнародовать подробности его смерти в советской тюрьме.

Представитель ФСБ утверждал в суде, что требования семьи должны быть отклонены, в том числе потому, что в архивах содержатся сведения о «личной жизни» других заключенных Лубянки. Документы 1947 года будут доступны только в 2022 году после официального 75-летнего периода ожидания для рассекречивания документов, говорилось в сообщении ФСБ. Семья обжаловала это решение, но в 2018 году ей снова отказали.

«Мы точно знаем, что у российской стороны есть важная информация, которую она не обнародовала», – сказала «The Guardian» Сюзанна Бергер, которая будет сопровождать Дардель-Дюпюи в ее лоббистской миссии 25 сентября. «Но Швеция не прилагает достаточно усилий, чтобы получить этот материал. Мы понимаем, что есть давление: мы знаем, что они должны были действовать с осторожностью. Но можно было сделать гораздо больше». «Вместо того, чтобы действовать самостоятельно, Швеция возлагает бремя поиска истины на плечи исследователей и семьи Валленберг — когда совершенно ясно, что без официальной поддержки это всегда будет невыполнимой задачей», – сказала она, добавив, что семья попросит правительство настаивать на публикации ряда документов, «имеющих решающее значение для расследования судьбы Валленберга».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции