«Сегодня вечером будет война» – Израиль открыл архивы Министерства обороны времен «войны Йом-Кипур»
Министерство обороны опубликовало новый архивный материал, описывающий драму критических часов перед началом «войны Йом-Кипур» в 1973 году.
«Сегодня вечером будет война», – сказал начальник штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Давид «Дадо» Элазар в 4:30 утра 6 октября 1973 года, в день, когда началась война, командующему ВВС, генерал-майору Бенни Пеледу, и главе военной разведки, генерал-майору Эли Зейре. «Есть признаки войны, движения и сообщения, к которым следует относиться серьезно». Час спустя Элазар предупредил Зейру, что военные должны быть в боевой готовности и приказал мобилизовать тысячи резервистов. В 7:15 утра, на другой встрече с командирами, Элазар пришел к выводу: «Если к полудню не будет одобрен превентивный удар, мы должны немедленно привести армию в боевую готовность», так как предполагалось, что война начнется в 6 часов вечера. Элазар также рассмотрел вопрос об эвакуации мирного населения с Голанских высот в центр страны. «Я осознаю политические проблемы, которые появяться из-за этого, но когда мы уверены, что война разразится, важно, чтобы мы выиграли как можно быстрее», – сказал он.
«Война Йом-Кипур» стала почти полной неожиданностью для Израиля. Распоряжение о призыве резервистов было дано слишком поздно, чтобы успеть спокойно призвать их прежде чем сирийские и египетские армии предприняли совместную внезапную атаку на позиции ЦАХАЛа на Голанских высотах и Синайском полуострове. Стенограммы, опубликованные Министерством обороны, показали, что за день до начала войны Элазар сообщил Даяну о планах пересечения Суэца, планах, на которые, по его словам, ЦАХАЛу «потребуется несколько дней при условии прорыва оборонительной линии Египта». За несколько часов до начала войны заместитель начальника штаба генерал-майор Исраэль Таль объявил, что необходимо немедленно мобилизовать от 15000 до 18000 резервистов.
За полтора часа до начала войны в 12:20 вечера состоялся разговор с главой южного командования генерал-майором Шмуэлем Гоненом, который сообщил, что египтяне собираются немедленно открыть огонь по Израилю. Гонен считался восходящей звездой в армии и был удостоен награды за храбрость как капитан, который провел Седьмую бригаду ЦАХАЛа через Синайскую пустыню во время Шестидневной войны 1967 года. Через четыре дня после начала «войны Йом-Кипур» он был освобожден от должности и заменен бывшим начальником Генерального штаба генералом Хаимом Бар-Левом. В стенограммах от 10 октября 1973 года, опубликованных 7 октября, министр обороны Моше Даян говорит Бар-Леву, что он «более чем восхищен» им и не может полностью доверять Гонену или Ариэлю Шарону, которого вернули в армию, чтобы командовать 143-й бронетанковой дивизией.
Шарон запомнился многим как герой войны, командовавший переправой через Суэцкий канал, приведшей к окружению и разгрому египетских войск. Но за день до того, как Даян попросил Бар-Лева принять командование Южным фронтом, Шарон напал на египтян вопреки приказу. При этом он потерял 20 танков, большинство из которых были брошены на вражеской территории. «Это военное преступление», – сказал Элазар 9 октября, согласно стенограммам. «Сегодня он нарушил приказ и вел большую битву – вопреки приказу – и солгал Городишу (Гонену). А я слушаю его переговоры по радио и понимаю, что он мне врет. И теперь он просит разрешения переправиться на другой берег Суэцкого канала». «Примешь ли ты Южное командование…, чтобы взять дело в свои руки?» – спросил Даян Бар-Лева по телефону на следующий день после этого инцидента. «Я даже не знаю, что там делать …». «Не для того, чтобы что-то сделать сейчас, а потому, что в долгосрочной перспективе нам нужно экономить технику, чтобы добиться удачного завершения войны. Я очень волнуюсь, что это отсюда не прекратить, и я не смогу сделать этого, мы не можем сделать это … и те, кто там, если это Городиш (Гонен) или Арик (Шарон) и так далее, я им не доверяю».
И египтяне, и сирийцы добились значительных начальных успехов в первые дни войны. Египтяне пересекли Суэцкий канал, а сирийцы наводнили Голанские высоты. В течение нескольких дней ЦАХАЛ контратаковал. «От Голанских высот отступления не будет», – цитируются в стенограмме слова Даяна о Северном фронте. «Мы будем сражаться до последнего человека». Война, продолжавшаяся до 26 октября, вошла в историю Израиля как провал, в результате которого 2688 солдат ЦАХАЛа были убиты, тысячи ранены и сотни захвачены в плен. Более 1000 танков и сотни самолетов были уничтожены или повреждены.
«Чего я больше всего боюсь? Что в конечном итоге у государства Израиль будет недостаточно оружия для самообороны. Неважно, где проходит линия фронта. У нас не будет достаточно танков и самолетов, и никто не сможет защитить Землю Израиля» – говорил Даян в стенограмме о тяжелых потерях, понесенных ВВС и танковыми войсками. Затем Даян предложил высшему руководству вооруженных сил рассмотреть вопрос о привлечении молодежи и пожилых людей «в качестве резервистов для того, чтобы посадить их в танки, в самолеты, куда угодно. Мы получим танки из Соединенных Штатов, а людей не будет. Возьмите пожилых людей, освобожденных от призыва, возьмите молодых, которых мы еще не взяли с 17 лет». Израиль надеялся, что Соединенные Штаты и европейские страны предоставят оружие и поддержку для ЦАХАЛа, которому, как по словам Элазара, на 8 октября «очень скоро» требовалось от 300 до 500 танков, 48 истребителей «McDonnell Douglas F-4 Phantom II» и 24 самолета «Douglas A-4 Skyhawk».
Согласно отчету разведки, который был прочтен Даяном и Элазаром за день до начала войны и также опубликован Министерством обороны 7 октября, вероятность начала войны на обоих фронтах оценивалась как низкая. «На данном этапе нет никаких признаков конкретной подготовки к началу действий со стороны египетских военно-воздушных сил, хотя предпринятые шаги повышают их шансы перейти к оперативным действиям», – отмечается в докладе Южного фронта. Что касается Севера, то среди «сирийских офицеров и солдат было ощущение, что ожидаются широкомасштабные боевые действия, без объяснения того, кто их инициирует и каковы предпосылки для этого». Тем не менее, «вероятность того, что египтяне намерены возобновить боевые действия, мала. Вероятность независимой сирийской акции (без египтян) остается низкой», – говорится в документе.
Военная разведка была обвинена в том, что вовремя не забила тревогу о передвижениях вражеских сил, что привело к отставке Элазара и нескольких других командиров, включая Гонена и Зейру.