Руководитель архива Яд Вашем помогает пережившим Холокост находить их собственные скрытые истории
Доктор Хаим Гертнер только стал директором архива иерусалимского Центра памяти Холокоста Яд Вашем, когда в начале 2008 года к нему обратился Моше Бар-Иуда. Выживший в Холокосте израильтянин хотел выяснить, может ли Гертнер помочь разгадать тайну убийства его отца во время войны, около 66 лет назад.
Бар-Иуда считал, что его отец был депортирован из их деревни в Словакии в 1942 году, где-то перед Пасхой. Он думал, что его отца, возможно, перевезли и в конечном счете убили, в Майданеке, концентрационном лагере, расположенном на окраине Люблина в Польше. Но он не был уверен в этом. Благодаря обширным исследованиям и добросовестной детективной работе Гертнер смог доказать, что отец Бар-Иуды был убит в Майданеке 7 сентября 1942 года. Гертнер также обнаружил, что дата рождения отца отличалась от той, которую знал его сын. Недавно Гертнер рассказал The Times of Israel, что, когда он передал эти данные Бар-Иуде, то в ответ получил глубокую благодарность. «Ты дважды подарил мне память о моем отце», – цитирует Гертнер Бар-Иуду. «Во-первых, теперь я знаю его правильную дату рождения. А во-вторых, теперь у меня есть йорцайт, день памяти моего отца. «Для меня это был замечательный момент», – сказал Гертнер. «Встреча с человеком, для которого то, что мы делаем имеет значение».
Работа Гертнера в Яд Вашем началась – с некоторой неохотой – несколькими годами ранее в 2001 году он получил докторскую степень по современной еврейской истории в Еврейском университете в Иерусалиме и окончил аспирантуру в Центре еврейских исследований в Гарварде. Тем не менее, ученый никогда не планировал посвятить свою профессиональную жизнь изучению Холокоста, изначально считая, что эта тема «слишком печальна». В конечном счете, он пришел к выводу, что эта область имеет значение не только для прошлого, но и для настоящего и будущего, что побудило Гертнера посвятить себя просветительским программам о Холокосте в Яд Вашем. За 11 лет работы директором архива Гертнер видел утроение размеров архивного фонда Яд Вашем. Сегодня в Яд Вашем хранится крупнейший в мире архив документов о Холокосте, включающий 204 миллиона страниц документов, 500 000 фотографий, 130 000 свидетельских показаний, 30 000 артефактов и 11 000 произведений искусства. За последние 15 лет «Центральная база данных имен жертв Шоа» Яд Вашем значительно расширилась с 2,7 миллиона до 4,7 миллиона человек на основе информации, собранной с помощью новой технологии, которая тщательно проанализировала 10 миллионов различных записей.
Приветливое поведение Гертнера, его выразительные глаза и его заразительная улыбка, противоречат мрачной тематике его работы, и все же он явно ценит редкую силу архивов Яд Вашем. Его цель, сказал он The Times of Israel, – расширить доступ к архивам материалов о Холокосте по всему миру.
Нижеследующее интервью было сокращено при редактировании. – Давайте поговорим о вашем желании облегчить доступ, чтобы все архивы, относящиеся к Холокосту, могли быть выложены в Интернет. Это масштабное мероприятие. – Интернет сегодня — это рынок. Здесь люди получают информацию обо всем. Здесь молодые люди общаются друг с другом. Это то место, где мы хотим быть… Итак, более десяти лет назад мы решили, что мы хотели бы разместить там все, что у нас есть, бесплатно, если только у владельцев нет юридических ограничений. Таким образом, мы фактически создали в Яд Вашем то, что я бы назвал фабрикой для сканирования, и каждый год мы сканируем миллионы документов и постепенно загружаем их в Интернет.
– Как вы работаете с коллегами из других учреждений по всему миру, чтобы убедиться, что все имеют доступ к документам, которые могут находиться где-то еще? – Яд Вашем собирает оригиналы документов, но десятки миллионов документов все еще находятся в Европе – в основном в Европе – но также и во всем остальном мире, в Северной Америке, а также в Южной Америке и многих других местах. Таким образом, чтобы собрать всю историю – фрагменты этой огромной головоломки – в одном месте, мы наносим на карту места их расположения, сканируем и копируем все документы, которые мы находим повсюду. И для этого мы сотрудничаем со всеми. Мы фактически являемся лидерами в этом процессе картографирования местоположения документов.
– Если я приеду в Яд Вашем, чтобы найти какой-то документ, но этот документ находится в Варшаве, есть ли у Яд Вашем копия этого документа, или, по крайней мере, знает ли он, что этот документ существует, и смогу ли я просмотреть его на веб-сайте Яд Вашем или мне нужно будет отправиться в варшавский архив? – Сначала мы посмотрим на карту. Во многих местах в Восточной Европе эта тема был заблокирована в течение длительного времени. Например, в посткоммунистических странах вы можете не найти в архивных описях слово «еврей» или «еврейский», поэтому вы не можете найти документы. Таким образом, вы должны отправить очень, очень талантливые группы исследователей, чтобы найти информацию. Тогда мы копируем ее. Каждый год мы привозим в Яд Вашем от пяти до 15 миллионов новых отсканированных страниц, поэтому за последнее десятилетие мы утроили количество документов, имеющихся в архиве Яд Вашем. – Я думаю, что было бы справедливо сказать, что в ряде стран Европы сегодня есть некоторая обеспокоенность по поводу вины за Холокост. И поэтому некоторые страны принимают правила, положения, законы, которые криминализируют обвинения в соучастии в Холокосте.
Есть ультраправые движения, которые растут. Это вызывает проблемы у Яд Вашем с точки зрения сбора материалов? – Да. Я говорю об окнах возможностей, которыми обладает Яд Вашем, потому что, давайте возьмем, например, Восточную Европу. В Восточной Европе все посткоммунистические государства строят свои новые национальные идентичности. И это сложно. Эти идентичности основаны на героях, часть которых была причастна к убийству евреев. Так что в этих местах идут огромные споры, поэтому нам трудно там работать. У нас трудности с работой на Украине, в Польше, в Венгрии. – Если учесть, что Холокост произошел в странах, где говорили на стольких разных языках, как такая база данных становится легкодоступной для чтения? — Это одна из основных задач, потому что у нас есть документы на 60 языках. И мы должны создать команду, а также технологию и методологию, которая знает, как с этим справляться. Одним из способов сделать это было создание умной базы данных с ключевыми словами – например, именами, фамилиями, местами, где есть все соответствующие варианты каждого из ключевых слов … К примеру, у нас есть 1025 вариантов написания имени «Авраам». Вы можете написать его на польском, на иврите, на идиш, на русском языке, разными шрифтами, разными буквами.
– Актуальна ли эта информация сегодня? Используют ли люди сайт Яд Вашем для изучения Холокоста? – Я думаю, что одна из самых увлекательных причин приходить на работу каждый день, это то, что в читальных залах в архиве Яд Вашем у нас бывает около 10 000 посетителей в год, и еще 25 000 человек ежегодно обращаются с просьбой о допуске. Сайтом Яд Вашем для архивных поисков в прошлом году пользовались 19 миллионов человек. И эта цифра с каждым годом существенно растет, а значит эта тема актуальна для людей.