Новости

Режиссер «Зияры» Симона Биттон открывает забытое еврейское наследие Марокко 

29 ноября 2020, 19:00 Документальный фильм
Поделиться

Симона Биттон, франко-марокканский режиссер из Парижа, чьи фильмы в основном сосредоточены на истории и культуре Северной Африки и Ближнего Востока, дебютирует в номинации «Мастера» — возможно, самой престижной на Фестивале документального кино в Амстердаме — с мировой премьерой фильма «Зияра», сообщает «Variety».

Сама Биттон испытывает смешанные чувства по поводу этой награды. «Я не считаю себя «мастером»», – говорит она. «Я знаю, что у меня есть какой-то опыт, и, возможно, мой опыт немного особенный, но я не уверена, что мне нравится быть «мастером». Это навешивает на вас ярлык. Тем не менее я считаю это честью для себя». В своем последнем фильме Биттон вернулась на родину, где «зияра» – или «посещение могил святых» – популярная традиция, которой придерживаются и евреи, и мусульмане. Паломники проводят несколько дней, посещая могилы святых, чтобы молиться и общаться с природой, праздновать на открытом воздухе, знакомиться с новыми людьми и обмениваться идеями. Биттон использует это как способ понять еврейское наследие страны.

В 1950-х годах в Марокко проживало около 300000 евреев, но большинство из них, включая семью Биттон, покинули страну после Шестидневной войны в 1967 году. Однако их присутствие все еще ощущается на кладбищах и в синагогах. Поэтому Биттон едет в эти места, берет интервью у тех, кто помнит 1950-е годы, а также у молодых людей и ученых, которых вдохновляют эти нерассказанные истории. Во многих отношениях это очень личное путешествие для Биттон.

«Марокко — это место, где я родилась, где моя фамилия написана на всех могилах — это очень распространенная в Марокко еврейская фамилия. Это очень сильное чувство, когда вы открываете эту историю для себя. Я покинула Марокко, когда мне было 11 лет, и начала возвращаться примерно через 15 лет, посещая страну все чаще, с растущим чувством, что, возвращаясь я все больше становлюсь собой». Однако сам фильм не является путеводителем по ее семейной истории: она мимоходом упоминает своих родственников, и хотя Биттон использует фото из своего семейного фотоальбома, в том числе фотографии ее матери и отца, она не останавливается на них. Для Биттон интерес представляет более широкая история, которую можно изучать, глядя на эти старые символы, посещая религиозные святыни и исследуя прошлое.

«Марокканские евреи и арабские евреи в целом, мы как динозавры», – говорит она. «Мы похожи на исчезающий вид. Через одно поколение нас больше не будет. Уже очень немногие из нас считают себя арабскими евреями. Мы рассеяны, мы стали британцами, французами, израильтянами, кем угодно. Дети больше не говорят по-арабски, это был исход, и он прошел очень и очень быстро». Идея сделать «Зияру» появилась, когда Биттон начала посещать еврейские кладбища и святыни в Марокко. «Произошло то, что после встречи с этими мусульманскими семьями, которые заботятся об этих местах, в первую очередь, вернулся мой язык. Я думала, что все забыла. В Марокко меня признали такой, какая я есть, и это было очень сильное чувство. Когда это случилось, я подумала: «Я должна снять фильм с этими людьми».

Как и на протяжении всей своей блестящей карьеры, Биттон привносит неповторимый и наводящий на размышления новый взгляд на сложности арабского мира. «Меня интересовала травма мусульман, лишенных своих еврейских соседей и еврейских друзей», – говорит она. «Я думаю, что марокканское общество и все арабские общества все еще травмированы тем, что потеряли своих евреев. Об этом нечасто говорят, но я думаю, что пора заняться этим вопросом, пока не стало слишком поздно».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции