Разделенная нацистами еврейская семья воссоединяется в Вене, рассказывая свою историю
Еще одна трогательная глава в истории венской еврейской семьи Эфрусси — прославленной в книге «Заяц с янтарными глазами» – написана после того, как около 40 членов семьи встретились в столице Австрии впервые за десятилетия.
На прошлой неделе в Еврейском музее Вены открылась выставка, посвященная истории Эфрусси, центральным элементом которой являются японские скульптуры, сопровождавшие членов семьи в их бурном путешествии. Одной из них является заяц, давший имя книге художника – керамиста и потомка Эфрусси Эдмунда де Ваала. Статус, которым Эфрусси пользовался в Вене на рубеже 20-го века, ясно виден по зданию на Рингштрассе, которое до сих пор носит их имя. Богато украшенная резиденция, с ее пятью этажами, неоклассическими колоннами, бальными залами, внутренними двориками и позолоченными кессонными потолками, воплотила ошеломляющий успех, благодаря которому Эфрусси прошли путь от торговцев зерном в Одессе до выдающихся деятелей финансового мира в Вене и Париже.
Но после того, как нацисты аннексировали Австрию в 1938 году, крушение семьи было быстрым: их имущество было конфисковано, их дом занят, их банк вычеркнут из реестра предприятий. Прадед де Ваала Виктор Эфрусси покинул страну с двумя чемоданами и в 1945 году умер человеком без гражданства.
Выставка прослеживает историю через предметы, которые потомки семьи пожертвовали для выставки в городе, который изгнал их предков. Собравшись по этому случаю со всей Европы, Соединенных Штатов и Мексики, некоторые члены семьи ранее имели лишь смутное представление о том, что пережили предыдущие поколения. «Другие люди также уезжали из Вены, так что для нас, для нашего поколения и моих детей это было давно», – заявил AFP на открытии выставки Эдвард де Ваал, еще один правнук Виктора Эфрусси. Именно Эдмунд де Ваал взял на себя труд пересказать семейную историю в своем бестселлере, который был переведен на 20 языков. «Это удивительный момент в моей жизни – прогуливаться вокруг такой глубокой визуализации и драматизации нашей коллективной семейной истории», – сказал 55-летний Эдмунд на предварительном осмотре выставки.
Нить, пронизывающая его книгу, – это завораживающая история коллекции из 264 нэцкэ, крошечных и изысканно изготовленных японских скульптур, впервые собранных парижским кузеном Виктора Эфрусси, Шарлем. Шарль Эфрусси был ключевой фигурой в парижском мире искусства того времени, другом Огюста Ренуара и покровителем других художников – импрессионистов, а также одним из тех, кто вдохновил Марселя Пруста создать такого персонажа, как Сван. Шарль отправил коллекцию нэцкэ в Вену в качестве подарка на свадьбу своему двоюродному брату, где она была спасена от разграбления нацистами и передавалась из поколения в поколение, пересекая континенты, прежде чем вернуться в Вену. В течение следующих нескольких лет они будут одним из самых ярких экспонатов коллекции Еврейского музея.
Но Эдмунд де Ваал стремится подчеркнуть, что «это не идеальная, красивая история … о возвращении семьи и о том, что все в порядке». Он подчеркивает, что она остается «незавершенной». Часть коллекции нэцкэ была недавно продана с аукциона, чтобы собрать деньги для благотворительных организаций беженцев, и де Ваал видит тревожные отголоски прошлого в текущей политической ситуации. «Это ужасный момент в Европе для беженцев, ужасный момент с антисемитской риторикой», – говорит он.
Что касается самого Дворца Эфрусси, то он был возвращен семье в 1949 году. Однако, поскольку город все еще был оккупирован и сильно пострадал от войны, он был продан всего за 30 000 долларов. На прошлой неделе во дворце состоялся прием для семьи под руководством Виктора де Ваала, 90-летнего отца Эдмунда. Виктор – один из тех, кто намеревается воспользоваться недавним законом, позволяющим потомкам жертв нацистских преследований подать заявление на получение австрийского гражданства, жест, который он хочет посвятить своему деду Виктору Эфрусси, вынужденному покинуть город много лет назад.