Раввины, политики и имам отметили годовщину «Хрустальной ночи» в Мальмё
Религиозные лидеры, педагоги и политики собрались в шведском городе Мальмё вечером 9 ноября, чтобы отметить 82-ю годовщину «Хрустальной ночи», антиеврейских погромов, охвативших Германию в ноябре 1938 года, и выразить солидарность в борьбе с антисемитизмом и другими формами расизма.
Мероприятие было проведено в синагоге Мальмё и организовано еврейской общиной в сотрудничестве с организацией «Амана: Еврейско-мусульманский проект веры и доверия», стремящийся способствовать сосуществованию в Мальмё, который в последние годы стал свидетелем жестокого антисемитизма. «Наша общая идея заключалась в том, что мы должны признать, что в нашем обществе существуют антисемитизм и другие формы ненависти и дискриминации, и извлечь уроки из прошлого, насколько серьезен этот вопрос и как мы должны защищать друг друга», – заявила организация «Амана».
На мероприятии вечером 9 ноября выступили Муджо Халилович и Мариан Видов из Информационного центра рома, Сара Веттергрен из отделения Либеральной партии в Мальмё и директор по образованию муниципалитета Мальмё Даниэль Лазер, молодой лидер еврейской общины. Основатели «Аманы», имам Салахуддин Баракат и раввин Моше Давид ха-Коэн, также выступили на мероприятии.
«Были разбиты не только стекла, но и сердца», – заявил Баракат, имея в виду название «Хрустальная ночь», которое отсылает к разбитым окнам синагог, разрушенных во время нацистских беспорядков. «Хрустальная ночь» была организованной нацистами серией беспорядков и погромов в Германии 9-10 ноября 1938 года, когда было разрушено 267 синагог; десятки, если не сотни, евреев убиты, тысячи еврейских предприятий разгромлены и разграблены по всей Германии и Австрии; и 30 000 мужчин-евреев арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. «Мы, мусульманские общины Мальмё, полностью настроены и привержены тому, чтобы сегодня и в будущем мы разделяли с вами бремя этой боли и боролись со всеми видами антисемитизма. Нам недостаточно просто произносить лозунги, нам нужно выйти за рамки слов», – подчеркнул Баракат.
Давид ха-Коэн настаивал на том, что Холокост был не уроком истории, а «предупреждением о том, чем может закончиться красивое, прогрессивное общество», и подчеркнул, что общество сегодня должно оценить, где оно находится в отношении обращения с меньшинствами. «В центре нашего внимания должно быть не только то, что нацисты и другие сделали с евреями, гомосексуалистами, цыганами и другими. Акцент должен быть на том, «где мы находимся сегодня как общество», – подчеркнул ха-Коэн. «Демократическая дискуссия о том, можно ли сжечь Коран в качестве акта художественного творчества, ничем не отличается от восхваления красоты съезда нацистской партии – мы должны перестать спрашивать, каковы права и свободы демократии, и начать замечать, как чувствуют себя люди вокруг нас. Как яд хранится вне досягаемости наших детей, так и такие ужасные идеи необходимо держать подальше от общества».