Раввин помогает открыть памятник группе украинских коллаборационистов
Одна сторона назвала это подходящим компромиссом. Другая говорит, что это было обеление роли украинцев в Холокосте. Главный раввин Украины и другие религиозные деятели помогли открыть памятник членам ультранационалистического движения, последователи которого сотрудничали с нацистами.
Раввин Яаков Дов Блайх принял участие в церемонии 21 августа, посвященной чествованию членов Организации украинских националистов, или ОУН, и ее военного крыла, Украинской повстанческой армии, или УПА, на краю еврейского кладбища в городе Самбор. Согласно историкам Холокоста, две эти организации несут коллективную ответственность за гибель тысяч евреев и до 100 000 поляков во время Второй Мировой войны. Самбор, в Западной Украине, был местом погрома 1941 года, предвестника окончательного уничтожения местного еврейского населения, который некоторые историки связывают с ОУН.
Блайх сказал, что церемония была частью компромисса. Он сказал, что после продолжительных переговоров между еврейскими активистами и местными жителями обе стороны согласились, что большие кресты, установленные в 2000 году на кладбище, будут сняты, если на краю кладбища, где нет еврейских могил будет установлен памятник членам ОУН. «Вопрос в том, какова наша цель здесь? Не в том, чтобы увековечить память украинцев, а в том, чтобы снять кресты и получить подобающий мемориал для евреев, которые были убиты», сказал Блайх JTA. «В основном то, о чем вы говорите, это эмоции со стороны семей, которые не хотят крестов на могилах своих родственников, и для этого они готовы пойти на компромисс». «Для этих душ не было покоя, пока эти кресты стоят здесь», – добавил он.
Критики Блайха обвинили его в том, что он поддался усилиям по обелению наследия ОУН. «Я практически потерял дар речи», – сказал Эфраим Зурофф из Центра Симона Визенталя. «Непонятно, как раввин мог участвовать в такой церемонии. «Это явно обеляет ужасные преступления, совершенные против евреев в Самборе, и только усиливает весьма сомнительную тенденцию на Украине скрывать преступления Холокоста, совершенные украинцами».
В 1941 году, сразу после того, как немцы вошли в Самбор, от 50 до 100 евреев были убиты в результате погрома, организованного украинцами. Почти все из более чем 6000 еврейских жителей города в конечном итоге были убиты нацистами, в том числе последние 1200 в 1943 году. Тела этих последних жертв были захоронены в братской могиле на кладбище. По данным Яд Вашем, ОУН сражалась вместе с немецкой армией против советских войск. После того, как организация была расформирована во время нацистской оккупации, ее члены продолжали сотрудничать с нацистами.
В последующие десятилетия коммунистического правления в Самборе не было евреев. Однако в 2000 году канадско-еврейский филантроп установил там каменный памятник в память о жертвах Холокоста. Местные жители снесли памятник и поставили на его место три 30-футовых деревянных креста. Местные жители говорят, что кресты поставлены в память о 17 подростках-членах ОУН, которые были расстреляны нацистами в 1944 году и похоронены на еврейском кладбище. И хотя Блайх признает, что история является «слухом», он сказал, что она «частично проверена» и что соглашение о создании памятника членам ОУН было выгодным.
Шведский историк Пер Рудлинг, эксперт по ОУН, нашел версию украинцев «сомнительной», сказав, что, хотя ОУН и нацисты в какой-то момент отвернулись друг от друга, к августу 1944 года они возобновили сотрудничество. «Это обычная история», сказал Рудлинг. «Они пытаются присвоить страдания евреев». «Они уже делали так в прошлом, оставляя распятия и кресты на еврейских братских могилах. Они сделали это во многих населенных пунктах по всей Западной Украине. Они поставили крест в Бабьем Яре, тем самым присвоив Бабий Яр и сделав его святыней страданий украинских националистов». Бабий Яр – это место под Киевом, где немецкие солдаты убили около 33 000 евреев в сентябре 1941 года.
В то время как Блайх говорит, что члены ОУН увековеченные в Самборе были подростками, которые не были причастны к убийству евреев, Рудлинг в своем ответе отмечает, что ОУН как организация была причастна к убийству евреев. «Поставить крест в честь ОУН на месте, где евреи были убиты в погроме, гораздо хуже, чем просто поставить туда кресты», – сказал он. Гжегож Россолински-Либе, другой специалист по ОУН, согласен с этим. Он сказал JTA, что «общая тенденция состоит в том, чтобы сделать ОУН и УПА частью украинской национальной истории, которую украинские евреи должны принять». «Это работает, только если обе группы евреи и украинцы забывают об участии ОУН и УПА в Холокосте и помнят их только как жертв нацистов», – сказал он.
Блайх, однако, придерживался другого мнения, говоря, что, хотя он считает деятельность ОУН противозаконной, «когда вы имеете дело с эмоциями евреев, родственники которых похоронены там, вы должны придумать какой-то компромисс, который будет работать. Никто не счастлив, но мы достигли большой цели, которая заключается в том, чтобы эти люди покоились с миром». Тем временем, несмотря на соглашение, был удален только один из крестов. Блайх выразил уверенность, что местные украинцы скоро выполнят свою часть соглашения, и это послужит прецедентом, который «заставит их убрать кресты» и с других еврейских кладбищ.