Раввин Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Симхат Тора
Вечером 30 сентября (с наступлением 22 тишрея) иудеи начинают отмечать Шмини Ацерет. Симхат Тора и Шмини Ацерет – один и тот же праздник. В диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый посвящают Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй – целиком Симхат Тора.
В Симхат Тора завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый. Яркой чертой праздника является торжественное шествие со свитками Торы вокруг бимы (возвышения в центре синагоги). Специально для этого из синагогального ковчега извлекаются все свитки Торы. Праздничное веселье сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу.
В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:
«Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с самым веселым праздником в году – Симхат Тора, «радость Торы».
Среди праздников нашего народа Симхат Тора занимает особое место. Все остальные даты связаны с какими-то важными историческими событиями – сотворением мира, исходом из Египта, дарованием Торы… Симхат Тора не связана с нашей историей никак. Но как раз в этом и есть суть праздника: это не воспоминание о том, что происходило с нашими предками, а кульминация всего, что мы сами сделали в месяц тишрей – здесь и сейчас!
В начале этого месяца наша задача была открыть новую страницу в жизни – через молитву, возвращение к Б-гу, через добрые дела; через понимание, что все зависит от нашего небесного Отца. А сейчас, когда тишрей подходит к концу, мы должны взять всё, чего удалось достичь, и сделать это органичной частью нашей жизни! Сделать так, чтобы чувство праздника осталось с нами на весь год.
Мидраш рассказывает о царе, который целый месяц праздновал со своим двором, а в конце сказал: «Мне очень трудно расстаться с вами: останьтесь еще на один день». Это и есть Симхат Тора.
На первый взгляд непонятно: что дает один день, если завтра все равно расставаться? Но наши мудрецы объясняют мидраш так: именно в этот день мы достигаем такого единения с Б-гом, что потом никакому расставанию не порвать эту связь: она становится частью нашего существа, частью нашей души. А единение с Б-гом идет через Тору, которую Он нам даровал: поэтому и радость наша есть «радость Торы», Симхат Тора! И, благодаря этой радости, все благословения, которые мы получили в месяц тишрей, будут раскрываться для нас каждый день, весь год. Даже когда праздники закончатся, когда мы вернемся к будничным делам, мы все равно будем чувствовать неразрывную связь с Г-сподом и друг с другом.
Так давайте же используем по максимуму эти часы праздника, – часы танцев с Торой, радости, безудержного веселья, – чтобы в полной мере ощутить присутствие Вс-вышнего в нашей душе. И тогда на нас прольется новый поток света, поток благословений свыше, которые подарят нам успех и удачу во всех наших делах. Ведь когда Б-г чувствует нашу любовь к Нему, нашу радость от связи с Ним, «радость Торы», – Он всегда возвращает нам теплые чувства сторицей!»
История праздника
Одна из важнейших заповедей Симхат-Торы — радость, празднование: «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих» (Втор. 16:14). В литературе талмудического периода также подчеркивается аспект радости в этом празднике: «Сказал Господь Б-г народу Израилевому: [в Симхат-Тору] вам полагается радоваться, вам полагается праздновать, вам полагается веселиться» (Ял. Шим. 29).
В Советском Союзе, где евреи искали форму для выражения своей национальной принадлежности, начиная с 1960-х гг. Симхат-Тора постепенно превратилась в массовый праздник, во время которого евреи собирались у синагог, пели на иврите и на идиш, танцевали. В странах Запада и в Израиле Симхат-Тора стала днем солидарности с советскими евреями, которые боролись за свободную репатриацию в Израиль.