Рассказы о выживших привлекают внимание к годовщине освобождения Аушвица
Незадолго до того, как они были арестованы нацистами в Бельгии и депортированы в Аушвиц в 1942 году, родители 3-летнего Мориса Глюка отдали своего единственного ребенка на попечение местной христианской семьи.
Глюк забыл свой родной язык идиш и даже то, что у него были свои собственные родители. После войны его отец пришел забрать его, и через несколько месяцев он был представлен плачущей женщине, которая осыпала его объятиями и поцелуями. «Мой отец сказал: «Послушай, Морис, это твоя мать, Хелен», – вспоминает он. Только много лет спустя Глюк узнал, что его биологическая мать погибла вместе с более чем миллионом других евреев в лагере смерти Аушвиц. Хелен была его тетей. «Она узнала, что ее сестра умерла, поэтому она искала способы немедленно найти меня», объясняет Глюк, сдерживая слезы. «Она была моей единственной матерью и всегда будет моей матерью».
Спустя семьдесят пять лет после освобождения Аушвица, Глюк является одним из 75 выживших в Холокосте, представленных в памятном фотопроекте, который был создан израильским мемориалом Холокоста Яд Вашем вместе с удостоенным наград немецким фотографом – портретистом Мартином Шеллером. Выставка, которая открылась 21 января с участием канцлера Германии Ангелы Меркель в Рурском музее в Эссене, является лишь одним из различных мероприятий, приуроченных к этой годовщине и поддерживающей память о его жертвах, поскольку несколько стареющих выживших в пресловутом лагере смерти постепенно умирают.
Меркель сказала, что портреты должны напоминать всем о необходимости «встать на защиту человечества, напоминание … не молчать и не смотреть в другую сторону, когда на кого-то нападают, унижают или задевают его достоинство».
Яд Вашем также представляет свою интерактивную платформу на шести языках «iRemember Wall», связывающую пользователей с обширной базой данных жертв. Главной церемонией годовщины освобождения Аушица стал Всемирный форум памяти Холокоста, который прошел 23 января, когда десятки мировых лидеров прибыли в Иерусалим на крупнейшую в истории встречу, посвященную памяти жертв геноцида и борьбе с современным антисемитизмом. Президент России Владимир Путин, президент Франции Эммануэль Макрон, британский принц Чарльз и президенты Германии, Италии и Австрии вошли в число более 40 высокопоставленных лиц, которые приняли участие в мероприятии.
Это происходит на фоне глобального всплеска насилия в отношении евреев и в условиях, когда опрос показал, что 80% европейских евреев заявили, что не чувствуют себя в безопасности на континенте. Исследователи Тель-Авивского университета сообщили в прошлом году, что количество насильственных нападений на евреев значительно возросло в 2018 году, причем количество погибших в результате антисемитских инцидентов было максимальным за десятилетие. Они зафиксировали 400 случаев, причем самый резкий скачок произошел в Западной Европе.
В Германии, например, уровень антисемитского насилия повысился на 70%. В дополнение к стрельбе, нападениям и вандализму, исследование также отметило рост антисемитского контента в Интернете и в газетах, поскольку в некоторых странах усилились экстремистские политические партии.
«Я рос с этим невероятным чувством вины и шока, которые заставили меня усомниться в собственной личности. Как могли люди из моей страны совершить эти ужасные преступления?», – сказал Шеллер, объясняя причины, побудившие его взяться за фотопроект. «Очень страшно видеть, что сейчас происходит в Европе, что антисемитизм вернулся так остро». Шеллер, бывший помощник Энн Лейбовиц, которая также известна своими «сверхдетальными крупными планами» знаменитостей, сделал серию портретов 75 выживших. Среди тех, с кем он был связан во время фотосессий, был Глюк, сегодня 80-летний отставной торговец алмазами, который живет на севере Израиля.
Собственная история Глюка напрямую связана с Аушвицем, печально известным нацистским лагерем смерти, само название которого стало почти синонимом Холокоста. Его родители были схвачены и отправлены туда вскоре после того, как семья Ван ден Стокс в Брюсселе приняла его и воспитывала в течение трех лет. Позже они были признаны Израилем за их действия «Праведниками народов мира» (этим почетным титулом награждают неевреев, которые рисковали своими жизнями ради спасения евреев). Их потомки по сей день поддерживают отношения с Глюком и его детьми. Отец Глюка, Ойген, пережил серию лагерей и печально известный «Марш смерти» из Аушвица в его последние дни. Его жена Сара умерла там в 1943 году среди более 1,1 миллиона евреев, которые были убиты в Аушвице и прилегающем лагере смерти Биркенау в газовых камерах или умерли от голода, болезней и принудительного труда в результате попытки нацистов избавить Европу от ее евреев. В целом, Холокост унес жизни 6 миллионов евреев, уничтожив треть мирового еврейства.
Когда сестра Сары, Хелен, вышла из лагеря, она решила найти своего племянника и вырастить его как своего собственного сына. В конце концов она вышла замуж за отца Глюка, переехала с ним в Израиль, и у них было еще двое общих детей. Только на бар-мицве Глюка, когда, согласно еврейской традиции, он стал взрослым мужчиной, она сказала ему правду. «Я убежал и проплакал всю ночь, – вспоминал Глюк, который уже 10 лет как дедушка. – Но утром я вернулся к ней и сказал, что это не имеет значения. Она всегда будет моей матерью». Несмотря на раннюю жизненную травму, Глюк сказал, что считает себя одним из счастливчиков, так как он был воспитан с любовью. «Не забывать, а постараться прощать», – сказал он о своих уроках Холокоста. «В этом мире есть хорошие и плохие люди. Постарайтесь найти хороших».