Рассекречена роль аргентинской еврейской общины в деле поимки Эйхмана
Еврейская община Аргентины предоставила израильскому разведывательному агентству все автомобили и некоторые из конспиративных квартир, использовавшихся при похищении из страны нацистского убийцы Адольфа Эйхмана, рассказал агент Моссада.
Кадровый агент Моссада Авнер Авраам рассказал об этом в начале этого месяца, покончив с десятилетиями официальной секретности вокруг точной роли еврейской общины Аргентины в операции «Финал». В рамках этой операции агенты Моссада вывезли Эйхмана из Буэнос-Айреса в Израиль в 1960 году, где его судили за его роль в убийстве сотен тысяч евреев во время Холокоста, и приговорили к повешению в 1962 году.
«Еврейская община помогла. Это не то, что мы оглашаем, но еврейская община, безусловно, помогала Моссаду с транспортными средствами, а также конспиративными квартирами», – сказал Авраам во время лекции, с которой он выступил в начале этого месяца на конференции балканских евреев “Махар”, организованной еврейской общиной Черногории с помощью Евроазиатского еврейского конгресса в прибрежном городе Будва.
Эфраим Зурофф, ведущий охотник за нацистами Центра Симона Визенталя, сказал корреспонденту JTA, что по его сведениям, степень участия еврейской общины в захвате Эйхмана – эпизод, который привел к высылке израильского посла из Буэнос-Айреса и разрыву двусторонних отношения – ранее не была широко известна. «Было известно, что была какая-то причастность, но не совсем понятно, какая», – сказал он.
С разрешения Моссада в 2011 году Авраам курировал выставку, рассказывавшую о захвате Эйхмана – переломном моменте в истории Израиля, который многие исследователи считают началом открытой дискуссии в израильском обществе о геноциде, ранее бывшим чем-то вроде табу из-за его травматических последствий. На выставке «Операция «Финал»: захват и суд над Адольфом Эйхманом» представлены фотографии автомобиля, который использовался для транспортировки Эйхмана на конспиративную квартиру с места его похищения. В тот вечер у Моссада было три машины.
В то время как небольшое количество аргентинских евреев охотно помогало Моссаду (хотя им, по словам Авраама, не было точно сказано, зачем нужны автомобили и конспиративные квартиры), Люба Волк была использована разведывательным агентством без ее ведома, сказал агент. Ныне уже покойной жене инженера Арье Волка, работавшего на аргентинской фабрике, незадолго до похищения предложили возглавить региональное отделение национальной израильской авиакомпании El Al, которое было создано исключительно для вывоза нацистов в Израиль. Домоседка, мать трехлетнего сына, она с радостью приняла предложение сотрудника El Al, который также не знал о реальной цели нового регионального офиса. После похищения за ней вели слежку местные власти, и существовали опасения, что нацисты в Аргентине могут попытаться причинить ей вред, поэтому израильское министерство иностранных дел посоветовало ей уехать со своим мужем Арье Волком, которого уволили после похищения Эйхмана, и их сыном, в Уругвай. «К сожалению, и мне очень жаль это говорить, Моссад действительно не заботился о ней», – сказал Авраам.