Новости

Раскопки в Иерусалиме раскрыли систему сбора дани после описанного в Библии восстания против Ассирии

11 октября, 16:30
Поделиться

Осада Иерусалима Ассирийской империей в 701 г. до н. э. упоминается в Библии, в ассирийских анналах и позднее, античными историками, такими как Геродот, пишет журналист «The Times of Israel» Гавриэль Фиск.

По единодушному мнению ученых, осада является одним из самых известных библейских эпизодов и считается определенно реальным событием. В рамках объединения империи под руководством ее нового правителя, царя Сеннахериба, ассирийцы двинулись на подавление восстаний государств в регионе, включая Иудейское царство, которым тогда правил царь Хизкиягу. Согласно библейскому рассказу, ассирийцы опустошили страну вокруг Иерусалима и осадили город, но его армия была истреблена чумой, которая привела к тысячам смертей среди его войск. И Библия, и ассирийские анналы согласны в том, что ассирийцы не завоевали Иерусалим. Они вернулись домой после того, как Хизкиягу согласился продолжать платить дань империи, сохраняя номинальную независимость.

Недавние раскопки около иерусалимского района Арнона впервые дали подсказки о том, как ассирийская кампания повлияла на экономику в районе Иерусалима и как были организованы эти иудейские дани, заявило 9 октября Управление древностей Израиля (IAA). Раскопки были проведены перед строительством нового района Мордот Арнон на юге Иерусалима, который возводится недалеко от кибуца Рамат Рахель. Раскопки выявили два больших сельскохозяйственных административных здания 8 века до н. э., одно из которых было разрушено, а другое построено на его руинах вскоре после этого, а также 180 керамических ручек кувшинов с выгравированными надписями на иврите, указывающими на право собственности на содержимое.

«Мы обнаружили остатки важного царского административного центра времен царя Хизкиягу и, возможно, даже правления его отца, царя Ахаза», — заявили руководители раскопок Нерия Сапир, Натан Бен-Ари и Беньямин Сторчан. Этот центр «функционировал в последней трети 8 века до н. э., но был разрушен до основания и погребен под огромной грудой камней», — заявили археологи. «Каменная груда образовала платформу, на которой было возведено последующее сооружение…». Разрушение первого и последующее строительство второго интерпретируется «как заявление ассирийского имперского правительства, призванное передать окружающему региону политико-дипломатический сигнал и прояснить, «кто на самом деле главный», путем пересмотра административной структуры и ее функций», — заявили археологи. «Поскольку ассирийцы все еще были заинтересованы в сельскохозяйственной продукции и налогах, которые могла предоставить Иудея, они допускали существование независимой иудейской администрации… но ужесточали ее высокие экономические требования», — говорят они.

Оба сооружения были «монументальными общественными зданиями», которые использовались для сбора сельскохозяйственной продукции в этом районе перед его отправкой в ​​Иерусалим или куда-либо еще, а ручки кувшинов с надписями дают представление о том, как это сельскохозяйственное производство было реорганизовано после восстания, рассказал «The Times of Israel» Бен-Ари, аспирант Университета имени Бен-Гуриона в Негеве. Всего было обнаружено 180 ручек, на большинстве из которых была выгравирована печать «Принадлежит царю». Это была обычная практика в то время, поскольку Иудейское царство управляло «концентрацией и управлением сельскохозяйственной продукцией, которую фермеры использовали для уплаты налогов царю», продукцией, которая «транспортировалась и доставлялась в больших керамических кувшинах для хранения», — сообщает IAA. Однако на 17 ручках были написаны индивидуальные имена, такие как Менахем Юбна, Пеках Тавра и Цофен Азарьяху. Такие ручки были найдены только в раннем здании, которое было разрушено ассирийцами, объяснил Бен-Ари. Вероятно, исчезновение ручек с частными именами «связано с восстанием» и «перераспределением налогов сельского хозяйства», которое произошло после, сказал он. Эти «оттиски частных печатей», вероятно, были частью административной системы, которая действовала до ассирийской военной кампании, «как часть подготовки Иудейского царства под руководством царя Хизкиягу к восстанию против Ассирии, в то время как налогообложение Ассирийской империи прекратилось», объяснили археологи.

После восстания оттиски частных печатей исчезли, а общие оттиски ручек кувшинов «отличаются от более ранних типов и знаменуют возвращение ассирийского налогообложения» после кампании, заявили они. «Количество этих ручек и имена важны, похоже, это были правительственные чиновники или администраторы на высоких должностях», которые получали часть сельскохозяйственной продукции, вероятно, оливковое масло или вино, которое затем перенаправлялось ассирийцам после вторжения, сказал Бен-Ари.

Ручки кувшинов в настоящее время выставлены на всеобщее обозрение в Национальном археологическом центре Израиля имени Джея и Джини Шоттенштайн, недавно открывшейся штаб-квартире IAA в Иерусалиме.

Последние находки связаны с другими недавними работами в этом районе, в том числе в Рамат-Рахеле, Арноне и Армон-Ханациве, которые «изменили археологическую картину» региона, предоставив более глубокое представление о том, как «Иудейское царство контролировало территорию и перераспределение продуктов», отметил Бен-Ари.

Царь Хизкиягу правил Иудейским царством примерно с 716 по 687 год до н. э. и, как говорят, стал свидетелем в 722 году до н. э. завоевания Ассирийской империей северного Израильского царства и последующего укрепления контроля империи над регионом. В то время ассирийцы были крупной империей, эквивалентом сверхдержавы, которая контролировала территории от нынешнего Ирана до Египта. Иудейское царство было одним из нескольких гораздо меньших государств, которые платили дань империи в обмен на автономию.

Изображаемый в Библии как праведный религиозный реформатор, Хизкиягу, присоединившись к региональным усилиям по борьбе с ассирийским контролем после смены режима в империи, перестал платить требуемую дань, а затем столкнулся с вторжением. Несколько археологических открытий в Иерусалиме, особенно стена Хизкиягу, были поняты как часть подготовки царя к ассирийской осаде, хотя недавние исследования поставили под сомнение хронологию строительства стены. В 2021 году группа израильских и американских исследователей опубликовала исследование ассирийской осады и разрушения Лахиса, которое также имело место в 701 году до н. э. во время войны. В то время Лахис был вторым по величине городом в Иудее. Ассирийская армия построила огромный каменный осадный пандус, чтобы попасть в укрепленный город на вершине холма, и прорвала ворота всего за несколько недель, говорят исследователи.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции