Президент Ливана: «Хизбалла» обеспечивает ливанское «сопротивление Израилю»
Президент Ливана Мишель Аун отказался разоружать «Хизбаллу» до тех пор, пока Израиль «не соблюдает» резолюции ООН и международное право.
Террористическая организация обеспечивает «сопротивление Ливана Государству Израиль», сказал он в интервью, опубликованном 22 сентября французской ежедневной газетой Le Figaro. В интервью он защищал свои тесные отношения с «Хизбаллой», сыгравшей важную роль в его избрании на пост президента в 2016 году. Благодаря поддержке «Хизбаллы» 82-летний Аун заполнил вакуум власти, который парализовал ливанскую политику на два с половиной года после ухода бывшего президента Мишеля Сулеймана. «Это был не альянс [с Хизбаллой], а скорее соглашение, – сказал Аун. – Благодаря соглашению мы смогли избежать гражданской войны в Ливане. Я искренне верю, что я спас ливанское государство. «[В результате] «Хизбалла» изменила свою политическую позицию и стала уважать ливанский суверенитет, – сказал Аун Le Figaro. – Насралла заявил в своем обращении: «Хизбалла» отказалась от своего проекта по установлению Исламской Республики в Ливане».
16-летняя гражданская война в Ливане была окончательно прекращена в 1990 году подписанием Таифских соглашений, согласно которым должны быть «расформированы все ливанские и неливанские ополчения». Однако «Хизбалле» было разрешено сохранить свое оружие, чтобы вместе с сирийскими войсками контролировать Южный Ливан. Аун отверг утверждение о том, что «Хизбалла» должна быть разоружена, как и все другие ливанские ополченцы.
«Хизбалла» не использует свое оружие во внутренней политике. Они только обеспечивают наше сопротивление Израилю, который продолжает занимать часть нашей территории и который отказывается исполнять резолюции ООН в отношении права палестинцев на возвращение», – сказал Аун. «Вы не можете обезоружить «Хизбаллу» в то время, как Израиль не соблюдает резолюции Совета Безопасности ООН, – добавил Аун. – Израиль имел бы право вести войну, когда захочет, в то же время, что другие будут лишены своего права на оружие, чтобы защитить себя? Нет, это невозможно».
Ауна, христианина-маронита, также спросили, должны ли ливанские христиане быть вооружены для обеспечения самообороны в то время, когда христиане подвергаются преследованиям в соседних странах. Он отверг такой сценарий, сказав: «Мы укрепляем армию для защиты всей страны, включая ее христиан. Мир должен быть основан на праве и решении палестинского вопроса». Ливанский президент также отверг опасения по поводу поведения «Хизбалллы» в июле 2006 года, когда проникновение ее боевиков через израильскую границу и нападение на патруль ЦАХАЛа привели к Второй Ливанской войне. «Это классический пограничный инцидент, который обострился из-за чрезмерной реакции Израиля, – сказал Аун. – Вы скажете, что «Хизбалла» нарушила границу в тот день – это возможно. Но такие случаи происходят очень часто. Несколько дней назад израильские истребители преодолели звуковой барьер над [ливанской территорией], нарушив наше воздушное пространство и разбив повсюду стекла».
В 2006 году Аун подписал официальный меморандум о взаимопонимании между партией «Свободное патриотическое движение» и «Хизбаллой». Тем не менее Аун, отвечая на вопрос Le Figaro, отверг любые «прямые контакты» с Генеральным секретарем «Хизбалле» Хасаном Насраллой после своей победы на выборах. В заявлениях, сделанных после выборов, и в основном ориентированных на сторонников «Хизбаллы», Аун пообещал «освободить оставшуюся часть наших земель от израильской оккупации».
Аун прояснил роль «Хизбаллы» в Ливане, открыто заявив в феврале, что террористическая организация заполняет вакуум на юге страны.
«Оружие «Хизбаллы» не противоречит законам государства, но является неотъемлемой частью защиты страны, – сказал Аун в интервью египетской телевизионной сети CBC. – Пока часть нашей территории занята Израилем, и пока армия недостаточно сильна для борьбы с Израилем, мы чувствуем необходимость поддерживать силы сопротивления, которые дополняют армию».
Впоследствии замечания Ауна были осуждены Специальным координатором ООН по Ливану Сигрид Кааг, которая предупредила, что резолюция 1701 ООН запрещает Ливану вооружать негосударственные субъекты.
«Резолюция 1701 ООН имеет жизненно важное значение для стабильности и безопасности Ливана. В резолюции содержится призыв к разоружению всех вооруженных групп. Никаких вооруженных формирований вне контроля государства», – писал Кааг в Twitter.
Во время Второй войны в Ливане около 4000 ракет были выпущены «Хизбаллой» по израильским гражданским объектам. Считается, что ливанская шиитская террористическая группировка, которая в последние годы сражалась вместе с силами Асада в сирийской гражданской войне, имеет в своем распоряжении более 100000 реактивных снарядов и ракет.