Президент Израиля Ривлин играет ведущую роль в борьбе с ревизионизмом Холокоста в Европе
Президент Израиля Реувен Ривлин осудил польское соучастие в убийстве европейских евреев во время Холокоста во время визита, посвященного 75-й годовщине освобождения Аушвица.
Выступая 27 января на совместном мероприятии с президентом Польши Анджеем Дудой в Кракове, Ривлин сказал, что и евреи, и поляки стали жертвами Второй Мировой войны. Затем он высказал тонкий упрек в отношении недавних попыток переписать историю Польши во время войны. «Польша, где веками процветал еврейский народ, стала его самым большим кладбищем», – сказал Ривлин. «Мы помним, что во время войны польский народ с мужеством и силой сражался против нацистской Германии. Но мы также помним, что многие поляки поддерживали убийства евреев и даже помогали совершать их». Комментарий Ривлина прозвучал на фоне предпринимаемых некоторыми европейскими странами попыток изменить нарратив о своей ответственности за преступления Холокоста, который историки критикуют как предательство прошлого, но которым Израиль — за некоторыми примечательными исключениями – неохотно противостоит публично.
Польша участвовала в многолетней кампании по обелению своего военного прошлого и избавлению от клейма коллаборационизма во время Холокоста, что нашло свое наиболее яркое выражение в принятии скандального закона 2018 года, в соответствии с которым обвинение страны в ответственности за преступления нацистов является преступлением. Подобные законы были приняты на Украине и в Латвии, а литовские парламентарии в настоящее время также рассматривают такой же закон. Польский закон привел к кризису в отношениях между Иерусалимом и Варшавой, который премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху попытался смягчить заявлением, которое избегало острых замечаний Ривлина, сделанных 27 января.
В заявлении 2018 года, опубликованном совместно с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким, Нетаньяху заявил, что «структуры Польского подпольного государства, контролируемые польским правительством в изгнании, создали механизм систематической помощи и поддержки евреев». Попытка Нетаньяху смягчить риторику была расценена многими учеными как принятие польского нарратива. Яд Вашем, обычно аполитичный музей и мемориал Холокоста, выступил с беспрецедентным заявлением, в котором критиковал его «серьезные ошибки и заблуждения».
27 января Ривлин сказал, что и Израиль, и Польша «должны вернуть чистоту истории, чтобы передать работу по историческим исследованиям историкам и экспертам из Израиля, Польши и других стран, которые исследуют Холокост, и позволить политическим лидерам взять на себя ответственность за формирование настоящего и будущего». Это не первый раз, когда Ривлин выступает против предполагаемого исторического ревизионизма европейского союзника Израиля. Во время посещения лагеря смерти Ясеновац в 2018 году президент поблагодарил своих хорватских хозяев за их усилия взять на себя ответственность за наследие военного времени, мягко упрекая тех, кто подавляет память об этом. «Некоторые считают, особенно сегодня, что исторические обстоятельства Второй Мировой войны, тот факт, что они находились под нацистской оккупацией, освобождают их от любой моральной ответственности, личной и национальной, за ужасы, которые произошли на их земле», – сказал Ривлин.
Обращаясь к украинскому парламенту в 2016 году во время отмечания 75-й годовщины кровавой расправы в Бабьем Яре, Ривлин упрекнул парламентариев за предпринятые усилия с целью обелить репутацию Организации украинских националистов, крайне правого движения, члены которого сотрудничали с нацистами и были замешаны в гибели десятков тысяч мирных жителей во время войны. В речи, которая вызвала резкую критику со стороны депутатов – ультранационалистов, Ривлин осудил «грех сокрытия и уничтожения памяти жертв». «Мы не должны быть соучастниками во втором преступлении», – сказал Ривлин парламентариям. «Мы не должны участвовать в грехе забвения или отрицания».
Шули Давидович, старший советник Ривлина по внешней политике, сказала, что президент считает, что история должна быть оставлена историкам, и предупредила, что неспособность разделить эти области вредит усилиям по борьбе с растущим антисемитизмом. «Это очень опасно и может легко пойти вразрез с демократическими ценностями и может поставить под угрозу основы демократии во всем мире», – сказала Давидович JTA по телефону из Берлина, где она путешествует с Ривлином.
Кроме Ривлина, высокопоставленные израильские чиновники в основном молчали перед лицом возрождающегося европейского ревизионизма, движения, которое рассматривается как движимое желанием создать новую национальную идентичность после десятилетий коммунистических репрессий. Нетаньяху ничего не сказал о рассматриваемом в Литве законопроекте, который утверждает, что ни страна, ни ее лидеры не участвовали в Холокосте. Приблизительно 95% из 250000 литовских евреев были уничтожены во время войны, и историки говорят, что ее лидеры и граждане были полными энтузиазма участниками этого процесса.
«Президент всегда был стопроцентно убежден в своем утверждении, что история — это область историков, и о ней нужно говорить полностью и совершенно правдиво», – рассказал JTA Джейсон Перлман, бывший советник Ривлина по СМИ. «Он также был непоколебим в своей позиции, что нельзя быть антисемитом и произраильски настроенным, как нельзя быть антисионистом и не быть антисемитом». Эфраим Зурофф, директор иерусалимского офиса Центра Симона Визенталя, сказал, что разницу между тем, как Ривлин и Нетаньяху подошли к этому вопросу, лучше всего объяснить постами, которые они занимают. «Роль президента на международной арене, безусловно, гораздо менее политическая», – сказал Зурофф. «И поэтому у Ривлина есть больше возможностей для описания очень неприятной реальности, чем у Нетаньяху».