Премьер-министр Польши заявил, что из всего польского народа в Холокосте участвовали «отдельные преступники»
Поскольку дипломатические разногласия с Израилем продолжаются, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил в опубликованном 22 февраля интервью, что, хотя он признает, что среди польского населения были «отдельные преступники, как и в любой другой стране», он не согласен с обобщением об участии всех (или большинства) жителей его страны в ужасах Холокоста.
«У меня нет проблем с тем, чтобы кто-то упомянул тот факт, что во время жестокой, злой, бесчеловечной войны среди моего народа были отдельные преступники – очевидно, были, как и в любой другой стране», – сказал Моравецкий газете Haaretz. «Но, когда вы используете эти стереотипы, говоря, что «каждый поляк всасывает антисемитизм с молоком своей матери», это не что иное, как расизм». 17 февраля Моравецкий отменил участие своей страны в саммите в Израиле, поскольку дипломатическая размолвка продолжилась в связи с комментариями исполняющего обязанности министра иностранных дел Исраэля Каца и премьер-министра Беньямина Нетаньяху о сотрудничестве Польши с нацистами. Позднее офис Нетаньяху заявил, что его комментарии о сотрудничестве поляков с нацистами были неверно процитированы израильскими СМИ. Кац сделал этот комментарий 17 февраля в телевизионном интервью после того, как Нетаньяху назначил его временно исполняющим обязанности министра иностранных дел.
«Я – сын переживших Холокост, я родился и вырос в общине, состоявшей из тех, кто выжил в Холокосте, – сказал Кац Channel 13. – Память о Холокосте — это то, в чем мы не можем пойти на компромисс; это ясно, и мы не забудем и не простим». «Поляки сотрудничали с нацистами, безусловно. Как сказал бывший премьер-министр Ицхак Шамир, они всасывают антисемитизм с молоком своих матерей». Утром 18 февраля Кац заявил Израильскому радио, что «поляки принимали участие в уничтожении евреев во время Холокоста. Польша стала самым большим кладбищем еврейского народа».
Моравецкий сказал Haaretz, что он был поражен тем, что эти замечания исходили от министра иностранных дел. «Когда я впервые услышал об этом, это казалось совершенно невероятным. Такие слова могут быть использованы радикальным экстремистом, но не министром иностранных дел», – сказал Моравецкий. «Я понимаю, что в ходе избирательной кампании некоторые политики хотят попасть в заголовки». Польский лидер также отрицал, что в его стране есть проблема с ненавистью к евреям. «Мы должны бороться с антисемитизмом в Польше, но, к счастью, его уровень незначителен», – сказал Моравецкий. «Польша является одной из немногих стран в ЕС, где количество антисемитских инцидентов уменьшается, в то время как во многих других странах мы наблюдаем тревожные рост», – добавил он.
По состоянию на вечер 21 февраля Кац оставался непримиримым, повторяя, что «многие поляки» сотрудничали с нацистами во время Второй мировой войны.
«Мы отвергаем действия, нацеленные на то, чтобы обвинить Польшу или польский народ в целом в преступлениях, совершенных нацистами и их пособниками из других стран», – сказал Моравецкий в интервью Haaretz. Далее он сказал, что, несмотря на разъяснения Нетаньяху, слова израильского лидера были «не очень хорошо приняты в Польше», добавив, что «я могу только сказать, что если кто-то когда-нибудь неверно процитирует мои собственные слова, я приложу все усилия, чтобы пояснить их».
Напряженность между двумя странами остается значительной с тех пор, как Польша приняла закон, запрещающий обвинять Польшу в преступлениях нацистов против евреев во время Второй мировой войны. Израильские чиновники изначально выступали против польского закона как искажающего историю. Этот закон привел к серьезной дипломатической размолвке в январе 2018 года. Но спор об этом законе был разрешен в прошлом году, когда Польша смягчила его, а Нетаньяху и его польский коллега договорились о совместной декларации, в которой подчеркивалось участие польского движения сопротивления в помощи евреям. Это было расценено как дипломатическая победа для Польши, но Нетаньяху столкнулся с критикой со стороны историков в Израиле, в том числе в музее Катастрофы Яд Вашем, за согласие с заявлением, которое, по их словам, искажает историю.
Моравецкий повторил заявление об освобождении Польши от любых претензий в сотрудничество с Германией во время Второй мировой войны. «Сотрудничество с Германией никогда не было официальной позицией польского государства», – сказал он. «Подпольное польское государство военного времени преследовало всех, кто осуждал евреев, приговаривало их к смерти и казнило даже во время войны», – сказал он. «Оккупированная Польша была одним из немногих государств без марионеточного пронацистского правительства. И единственной страной, в которой человеку, помогающему евреям, грозила смертная казнь от рук немцев. И не только этому человеку, но и всей его семье», – продолжил Моравецкий. «Такая помощь была смелым поступком. Тем не менее, десятки тысяч поляков помогали своим еврейским братьям… У нас общая история. Наши народы стали жертвами нацистской Германии. Мы не должны позволять радикалам переписывать историю и уничтожать память об этом».
Моравецкий также сказал, что, по его мнению, несмотря на дипломатический скандал с Израилем, отношения между странами все еще прочны. «Я не думаю, что существует глубокий кризис между Польшей и Израилем. Я понимаю, что в ходе избирательной кампании некоторые политики хотят попасть в заголовки газет. Но в целом мое правительство является одним из самых произраильских в ЕС и в ООН. Мы открыто критиковали инициативы движения BDS («Бойкот, отчуждение, санкции»), направленные против Израиля».