Новости

Празднование Суккота в Чикаго отражает сложную историю отношений между чернокожими и евреями

2 октября 2023, 19:00 Суккот
Поделиться

В сентябре 40 человек собрались в районе Лондейл в Чикаго, чтобы построить сукку, пишет журналистка JTA Линдсей Эанет.

Но они собрались вместе не только для того, чтобы построить хижину для предстоящего еврейского праздника Суккот. Для этой межконфессиональной группы, объединяющей представителей разных поколений, построение временного пространства стало шагом вперед в том, что, как они надеются, станет прочными отношениями между еврейской общиной в северной части Чикаго и возглавляемой чернокожими церковью в западной части Чикаго. «Построение межконфессиональных, межрасовых, межгородских и соседских отношений не происходит в одночасье», — заявила раввин Лиззи Хейдеманн из еврейской общины «Мишкан Чикаго», участвующей в проекте. «Нам потребовалось больше года, чтобы собраться три, четыре раза. Эти постоянные усилия людей продолжать строить отношения занимают много времени».

Проект сукки является частью Чикагского фестиваля дизайна сукки, который впервые прошел в прошлом году и направлен на установление связей между преимущественно чернокожей общиной Вест-Сайда в Лондейле и еврейской общиной города, которая когда-то была сосредоточена в этом районе. В рамках фестиваля, который пройдет в Лондейле с 1 по 15 октября, архитекторы в сотрудничестве с местными районными организациями строят сукки, которые после фестиваля перепрофилируются в постоянные сооружения. В этом году шесть организаций строят сукки, которые позже станут различными объектами: от павильона для медитации до библиотеки инструментов.

«Мишкан» — единственная синагога, участвующая в фестивале, и она строит свою сукку в сотрудничестве с Христианским юридическим центром Лондейла, инициативой по оказанию юридических услуг, основанной Христианской общественной церковью Лондейла. Посредством строительства сукки, которая позже послужит памятником 41 жертве насилия с применением огнестрельного оружия, входившей в состав юридического центра, общины надеются признать как нынешнюю трагедию, так и историческую боль. Дизайн сукки будет посвящен отъезду евреев из Лондейла в послевоенную эпоху «бегства белых», когда белые жители массово покидали недавно интегрированные городские кварталы в пригороды. Когда-то в Лондейле было 60 синагог и проживало 75000 евреев. К середине 1950-х годов осталось всего 500 человек.

«Это печальная, трудная и важная часть еврейской истории в Чикаго», — заметила Хадеманн, которая произнесла проповедь на эту тему перед церковью в прошлом году. В Тиша бе-Ав, еврейский день поста, посвященный разрушению древних священных храмов в Иерусалиме. «Есть люди в общине, которые помнят, как евреи и чернокожие жили по соседству до того, как евреи покинули этот район, и это был сильный разговор», — заявила диакон Диана Коллимор, активная деятельница Христианской общинной церкви Лондейла с 2014 года. «Это одно из самых сильных образов, запомнившихся людям. Были люди из «Мишкана», которые помнили, на какой улице здесь выросли дедушка, мама или папа». Общины сотрудничают с двумя фирмами: «Архитектура для общественного блага» и «Trent Fredrickson Architecture», чьи архитекторы также надеются почтить эту общую историю и создать что-то, отвечающее потребностям и опыту общин.

«Один из членов общины рассказывала о старом еврейском ресторане, которого сейчас больше не существует, и всякий раз, когда она приходила туда, она чувствовала себя как дома», — заявила основательница организации «Архитектура на благо общества» Хана Хаузи. «Мы только что говорили о том, чтобы чувствовать себя приглашенным, и что вы можете оставаться там столько, сколько захотите».

Отношения между «Мишканом» и христианами Лондейла начались, когда Хадеманн и ведущий пастор церкви Джонатан Брукс, также известный как Паста Дж., приняли участие в программе для начинающих священнослужителей в Школе богословия Чикагского университета. Они поговорили с общинами друг друга и надеются, что процесс строительства сукки сблизит их членов. А те уже найдут общие черты между двумя общинами. «Еврейская община, приехавшая сюда из Европы, была изгнана сюда из-за травм и вреда, и афроамериканская община, пришедшая с Юга во время Великой миграции, они тоже бежали от травм», — заметила Коллимор. «Они верят в Б-га, и их вера привела их, воодушевила их, направила их, сохранила их и поселила их в этом пространстве».

Один из способов, с помощью которого общины объединяются и противостоят прошлому, – это совместное использование Священных Писаний. Группа, проектировавшая сукку, нашла смысл в известном отрывке из книги «Коэлет» («Экклезиаст»), который читается в синагоге в Суккот и рассказывает о том, что всему есть время и сезон под солнцем. Обе общины изучали этот отрывок, интерпретируя и анализируя еврейскую и переведенную версии. Его текст позже будет выбит на стенах сукки и транслитерирован на иврите и английском языках. «Этот отрывок из Экклезиаста вызывает одобрение», — заявила Коллимор. «Наличие Священных Писаний обеих наших религий, и особенно отрывка, столь подходящего для того, как здесь все изменилось, я думаю, что это является катализатором для более глубоких разговоров».

Сукка будет иметь три основные стены, на которых будут стоять полки с сосудами с артефактами, предоставленными общиной для обмена историями и создания моментов связи. На одном из собраний участники раскрашивали и украшали камни рисунками и посланиями, вдохновленными отрывками из «Коэлет». «Мы задокументировали много дискуссий, и я думаю, что в конечном итоге это была идея понять, как эти две общины работают вместе, увидеть точки соприкосновения и сосредоточиться на любви и заботе друг о друге, а также на том, чтобы ставить на первое место людей, а также Бога. — заявил Хаузи. «Именно эта идея в конечном итоге проявляется в самом дизайне».

Кроме того, члены «Мишкана» приняли участие в пешеходной экскурсии по общественным пространствам и инициативам церкви. Помимо медицинского центра и центра юридической помощи, в церкви есть фитнес-центр, кафе с террасой на крыше, органическая ферма, центр реабилитации для мужчин, которые недавно были заключены в тюрьму или находятся на выздоровлении, а также другие общинные программы. «Для преимущественно белых евреев, которым сказали, что им небезопасно в тех частях Чикаго, которые не выглядят белыми и еврейскими, даже если эти части Чикаго раньше были домами их бабушек и дедушек, просто прийти туда и увидеть, что в этом районе живут невероятно интересные, динамичные люди и проекты, которые они реализуют», — рассказала Хадеманн.

Когда откроется Фестиваль дизайна сукки, церковь и «Мишкан» проведут совместное б-гослужение. Они также надеются, что сукка предоставит место как для совместной трапезы, так и для самостоятельного размышления. «Это не только станет физическим проявлением сотрудничества между обеими организациями, но и пригласит других людей присоединиться и принять оба сообщества, чтобы продолжать развивать их сотрудничество», — рассказал Хаузи.

Хайдеманн говорит, что партнерство ее общины с Христианским юридическим центром Лондейла привело к тому, что ее члены стали регулярными ежемесячными донорами центра и читают книги, рассказывающие о его работе. Когда сукка станет памятником жертвам насилия с применением огнестрельного оружия, она будет стоять в мемориальном саду, проектированием которого руководит юридический центр. Хайдеманн говорит, что надеется, что, когда евреи приедут на Фестиваль дизайна, они почувствуют мотивацию сделать что-то, «чтобы попытаться обратить вспять десятилетия отсутствия инвестиций». «Я надеюсь, что евреи со всего Чикаго приедут на фестиваль и почувствуют пробудившуюся связь с этим районом, независимо от того, есть ли у них родственники, которые когда-либо жили здесь», — заметила она. «Я также надеюсь, что евреи увидят Суккот и поймет свою собственную традицию, иудаизм — это красивая, динамичная и интересная платформа для построения отношений между традициями».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции