Новости

Правительство Израиля стремится использовать потенциал русскоязычных евреев в сфере высоких технологий

1 ноября 2020, 19:00 Технологии
Поделиться

В сфере высоких технологий русскоязычные евреи оставили значительный след. Такие люди, как Сергей Брин, Ян Кум и Макс Левчин – соучредители «Гугла», «WhatsApp» и «PayPal» – являются лишь несколькими хорошо известными примерами того, как тысячи евреев из бывшего Советского Союза оказались на переднем крае информационной революции в России, США, Израиле и Европе, куда многие из них иммигрировали из-за антисемитизма на родине.

Теперь израильское правительство является одним из спонсоров проекта «Лаборатория Лимуда» стоимостью 2,5 миллиона долларов, который направлен на использование этого потенциала для поиска новых и новаторских способов укрепления жизнеспособности еврейских общин в бывшем Советском Союзе. «Русскоязычные евреи на протяжении всей истории, и особенно сегодня, были первопроходцами во всех сферах – науке, культуре и бизнес-инициативах», – заявила JTA Габи Фарберов, руководитель проекта «Лаборатория Лимуда на территории бывшего Советского Союза». Проект направлен на то, чтобы взять этот человеческий капитал и использовать его «от имени еврейской общины и наладить контакты с государством Израиль», – добавила она.

Первопроходцы из целевой группы описывали свою связь с иудаизмом по-разному. У Брина, например, не было бар-мицвы, потому что это «никогда не было моим делом», – заявил он в 2008 году в интервью израильской газете «TheMarker». Он также отметил тогда, что иудаизм для него был в основном рассказом о «преодолении трудностей». (По его словам, тот факт, что его бывшая жена Энн Войчицки также еврейка, было совпадением.)

«Лаборатория Лимуда», которая получает половину своего бюджета от Министерства по делам диаспоры Израиля, а вторую половину — от еврейской образовательной организации «Лимуд на территории бывшего Советского Союза», предназначена для поиска молодых людей, таких как Брин, и «расширения их возможностей для участия в местных и крупных еврейских общинах», сообщила JTA министр по делам диаспоры Омер Янкелевич. В течение первого года своего существования «Лаборатории Лимуда» выдала десятки грантов в размере от 8000 до 14000 долларов еврейским соискателям из бывшего Советского Союза с инновационными подходами, направленными на укрепление еврейской идентичности в их общинах. Один из них, Владимир Зеев Ваксман, 38-летний председатель одесской общины «Тиферет Масорти», использует средства «Лаборатории Лимуда» для создания вечерней онлайн-школы, которая обучает русскоязычных евреев профессиональным навыкам, востребованным в Израиле, в качестве подготовки для их репатриации туда. Другой проект, разрабатываемый командой одесских кандидатов, — это приложение в стиле «Uber», которое соединяет людей, заинтересованных в экскурсии по многочисленным местам еврейского наследия города, с доступными гидами, специализирующимися в этой области.

А в Беларуси Елена Кулевнич, лидер местной еврейской общины, организовала недорогой онлайн-курс о коронавирусе и о том, как оставаться в безопасности во время пандемии для пожилых евреев, включая пособие о том, когда, где и как носить маски, которые она и ее команда изготовили и отправили с курьером пожилым людям.

По заявлению «Лаборатории Лимуда», программа нацелена на то, чтобы к 2022 году в ней приняли участие не менее 2000 человек, чтобы использовать их «находчивость, креативность и гибкость» на благо еврейской общины. Согласно изданной в прошлом году книге «Молот и кремний» о влиянии русскоязычных иммигрантов на инновации, именно эти качества позволили русскоязычным из бывшего Советского Союза – в большинстве своем евреям – добиться «непропорционального влияния, поскольку они представляют лучших и самых ярких математиков, физиков, химиков, биологов и инженеров» в странах, откуда они прибыли. По данным «Молота и кремния» и «Новой еврейской диаспоры», опубликованной в 2016 году, из почти 600000 иммигрантов из стран бывшего Советского Союза, поселившихся в Соединенных Штатах в период с 1975 по 2003 год, около 54% ​​были евреями.

Многие русскоязычные евреи считают, что за эти истории успеха нужно отдать должное их очень практичным родителям, которые подталкивали их к тому, чтобы они превосходили других, чтобы преодолеть институциональный антисемитизм, который должен был сдерживать их. Как ни парадоксально, эта антисемитская предвзятость способствовала их способности преуспевать. «Моя мама заставляла меня ходить на все виды занятий: математику, химию, шахматы, балет. Это заполняло весь мой день, и в какой-то момент я возненавидела все это», – вспоминает Кулевнич, социальный предприниматель и лидер еврейской общины из Беларуси. «Но я понимала: это был способ для наших родителей убедиться, что мы преодолели политику, направленную на то, чтобы помешать нам получить высшее образование. Как евреи, мы должны были быть лучше, умнее всех, чтобы просто попасть туда», – подчеркнула 38-летняя Кулевнич, мать одного ребенка из Минска.

Многие евреи не могли поступить в лучшие школы и университеты Советского Союза, что побудило их уехать. Семья Сергея Брина покинула родную Россию в 1979 году «в основном из-за антисемитизма», – сказал он в интервью 2008 года. Его отца Михаила не приняли ни на один физический факультет – предмет, который в то время был запрещен для евреев. Он изучал математику, но не смог получить степень кандидата наук из-за антисемитизма. В конце концов польский университет принял его как соискателя. «Мой отец не мог по-настоящему реализовать свои интересы в жизни», – заявил Брин. «Нам пришлось оставить все, что у нас было в Советском Союзе, и начать заново строить свою жизнь с нуля. Это дало мне новый взгляд на жизнь».

По словам Дмитрия Петрова, старшего профессора биологии Стэндфордского университета, эмигрировавшего из Москвы в США в 1992 году, Московский государственный университет, Московский инженерно-физический институт и МГТУ им. Н. Э. Баумана были одними из ведущих вузов, в которых до 1983 года не было евреев. Петрова в качестве исключения приняли в Московский физико-технический институт после того, как его отец использовал связи там, чтобы пересмотреть неудачный вступительный экзамен Петрова, сказал он авторам «Молота и кремния».

В то время как советская система образования готовила высококвалифицированных  еврейских специалистов, «она также побуждала некоторых уехать, когда представлялась возможность», – отмечается в книге.

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции