Познакомьтесь с любимым «биткойн-раввином» «Твиттера»
Многие фанаты криптовалюты из «Твиттера» часто являются печально известными троллями, но один конкретный идейный лидер выделяется среди остальных. Он оказался раввином, пишет JTA.
«Люди в Твиттере либо используют его, чтобы кричать друг на друга, что мне не нравится», – говорит раввин Майкл Карас, известный так же как @thebitcoinrabbi. «Мне нравится общаться с двумя моими твиттер – общинами, «Еврейский Твиттер» и «Биткойн Твиттер»». Карас, раввин, связанный с хасидским движением Хабад-Любавич, очарован тем, как Биткойн, как сеть, так и актив, соотносится с галахой (еврейским законом). И поскольку он довольно громко заявляет об этом в Интернете, Карас говорит, что каждую неделю в его твиттер – аккаунт заходят незнакомцы, чтобы попросить совета и духовного руководства по этой теме.
Прежде чем стать мостом между двумя мирами, он учился в ешиве «Ор Тмимим» в Израиле, а теперь преподает иудаизм и технологии в еврейской школе «Маймонид» в Нью-Йорке. Карас интересуется биткойном с 2017 года, а в 2019 году он опубликовал детскую книгу о нем, разошедшуюся тиражом более 10000 экземпляров. Книга, представляющая собой светское введение в основы экономики для детей, рассказывает историю о детях, которые узнают, как использовать биткойн в качестве денег, управляя киоском с лимонадом в городе под названием Битвилл. Карас также говорил в синагогах и еврейских молодежных группах о биткойнах и иудаизме, в том числе о том, как истории о деньгах обсуждаются в Торе.
«Есть люди, евреи, но не соблюдающие, которые никогда раньше не разговаривали с раввином», – говорит он. «Поскольку они чувствуют какое-то родство со мной через «Биткойн Твиттер», они будут чувствовать себя комфортно, если я дам им соответствующую информацию, не читая им лекций. У меня также есть чат в «WhatsApp», где люди также часто спрашивают у меня совета. Иногда у них каким-то образом возникает вопрос о биткойнах, и я рад помочь. Я счастлив быть этим ресурсом для общины, особенно для таких вещей, как управление приватными ключами». Хотя сейчас существуют тысячи криптовалют, биткойн по состоянию на 2021 год является старейшей и наиболее децентрализованной сетью блокчейнов в мире с самым разнообразным составом пользователей. Люди могут хранить, отправлять и получать валюты, такие как биткойн, без третьей стороны, например, банка. Большинство пользователей криптовалюты отслеживают транзакции с помощью общедоступной сети и реестра, называемого блокчейном. Например, реестр биткойнов – это запись всех транзакций биткойнов.
Однако многие криптовалютные трейдеры предпочитают использовать основные финансовые рынки (такие, как «Fidelity»), которым необязательно использовать общедоступный блокчейн для всех транзакций. Карас относится к числу заядлых пользователей, которые предпочитают участвовать в сети биткойнов на низовом уровне, совершая транзакции с помощью инструментов с открытым исходным кодом, а не просто торгуя криптовалютой как акциями. Карас, как и многие раввины, является большим поклонником старых документов, бухгалтерских книг и священных тайн. Что касается «управления приватным ключом», о котором он упомянул, в этом случае пользователи биткойнов отслеживают свои биткойны, используя уникальный пароль, называемый «приватным ключом» – защитите этот ключ, и биткойн останется в вашем распоряжении. Вот почему для Караса так важны знания, связанные с управлением приватными ключами.
Публичный блокчейн – реестр мало чем отличается от того, как еврейские общины вели записи о своих делах на протяжении тысячелетий. Это сочетание истории и технологий очаровывает Караса. «У нас есть «цепочка традиций», это путь следования традиции в письменной истории», – говорит он. «Мы продолжаем цепочку, и это непрерывная цепочка. В иудаизме есть мягкие и жесткие «вилки», различные обычаи, такие как протоколы, которые совместимы друг с другом».
31-летний Карас вырос в «довольно светской» семье, говорит он, и собирался получить ученую степень по информатике, прежде чем перейти в ешиву. Его брат, также известный защитник биткойнов, стал более религиозным после того, как подростком посетил Бейт-Хабад, и Карас последовал его примеру. Теперь, отец шестерых детей и соблюдающий член движения «Хабад», Карас обнаруживает много общего между этосом шифропанка и иудаизмом. Он не одинок, ведь существует множество групп в «WhatsApp» для еврейских поклонников криптовалюты, в том числе «Еврейский крипточат», в котором Карас является одним из 190 участников.
«В иудаизме существует множество правовых рамок использования денег. Еврейская свадьба – это сделка. Жених надевает ей кольцо на палец, потому что ему нужно подарить ей что-нибудь ценное под хупу. В личных сообщениях я отвечаю на такие вопросы, как «Может ли эта свадебная транзакция быть проведена с помощью биткойнов?» – рассказал он. Как семья, Карас и его жена рассматривают управление биткойнами как часть своей семьи добродетелей. «Надеюсь, что большую часть времени мы используем эту технологию во благо», – говорит он. «Это то, о чем мне нравится побуждать людей думать».
Всегда есть способ применить указания Торы к новым головоломкам современного мира. Некоторые люди спрашивали Караса о запуске торговых ботов или о майнинге биткойнов в шабат, или о том, что проверка постоянно колеблющейся цены биткойнов (их стоимости по сравнению с долларом) проблемна после дня отдыха. Биткойн часто используется для благотворительных пожертвований и сбережений. С другой стороны, есть, конечно, спорные и вредные способы использования биткойнов. Например, ХАМАС – группировка боевиков, которая правит сектором Газа и считается террористической организацией в США и Израиле, – как сообщается, собирала средства с использованием криптовалюты.
Карас, который четыре года учился в раввинской школе в Израиле, и у которого там живет брат, говорит, что много думал о Святой Земле после последнего конфликта. Невозможно точно сказать, сколько пользователей биткойнов в Израиле, хотя некоторые местные биржи собрали более 55000 пользователей, и тысячи людей работают в местной криптоиндустрии, в том числе некоторые компании, которые расширились по всему миру, чтобы обслуживать миллионы пользователей. (В гораздо меньших масштабах некоторые палестинские дилеры биткойнов также получают свои товары из тех же криптоцентров Тель-Авива.) Карас твердо верит в право Израиля на самозащиту и надеется, что биткойн может предоставить экономические возможности, которые могут ослабить мертвую хватку, которой, по его словам, ХАМАС держит населения Газы.
До пандемии, в 2019 году, несколько дилеров биткойнов в Газе, как сообщалось, ежемесячно совершали транзакции с криптовалютой на сумму более 5 миллионов долларов для гражданских целей, таких как международные покупки, оплата обучения за границей или прием платежей без «PayPal» или кредитных карт. «Меня не беспокоит использование ХАМАСом относительно небольшого количества биткойнов для финансирования своего терроризма, поскольку это кажется довольно незначительным по сравнению с другими их методами финансирования», – говорит Карас. «Террористы используют мобильные телефоны, электричество и все другие технологии, которые большинство людей используют в мирных целях. Я рад, что отдельные палестинцы могут использовать деньги, которые нелегко контролировать или отнимать у них палестинским властям или ХАМАСу».
Это мнение распространено среди соотечественников Караса в «Твиттере». Израильский инвестор Эйлон Авив из фонда «Collider Ventures», который знает Караса и пользуется его лентой в «Твиттере», говорит, что палестинцы обещают не зависеть от финансовых услуг, предоставляемых этими террористическими организациями. Авив также согласен с Карасом в том, что этика биткойнов дополняет еврейскую этику. «По сути, каждый праздник посвящен свободе и освобождению, которые случаются вокруг неудачной попытки уничтожения», – говорит Авив, добавляя, что цензура, сопротивление, потери и освобождение – повторяющиеся темы на протяжении всей еврейской истории. В качестве инструмента для транзакций люди, спасающиеся от диктатуры часто используют биткойны. И некоторые пользователи – евреи, такие как Авив, задаются вопросом, будет ли биткойн полезен, если снова возникнет ситуация, похожая на Холокост, когда правительства и армии захватят активы у еврейских общин. С биткойном было бы легче сбежать.
Так думает ветеран израильской криптоиндустрии Дэнни Браун Вульф, говоря, что будучи евреями, почти все мы можем вспомнить в семейной истории какую-то иммиграционную историю, которая включает в себя принуждение к отказу от активов. «Учитывая эту историю, евреи всех стран должны ценить финансовый суверенитет», – говорит она. Чтобы было ясно, Карас не сторонник какой-либо «блокчейн – революции». Он отвечает только на вопросы, когда их задают, и твердо считает себя «максималистом», то есть он использует только биткойны, а не другую криптовалюту. Он считает, что энергию пользователей лучше тратить на биткойн, а не на эксперименты с новыми токенами.
«Я жесткий максималист. Я не верю, что блокчейн имеет какое-либо применение за пределами биткойна и обеспечения безопасности биткойн – блокчейна, – говорит Карас. Мой брат в Израиле рассказывает мне обо всем, что касается блокчейнов, но я еще не видел ничего положительного, что было бы полезно для чего-то еще». Вместо этого Карас предпочитает размышлять о том, что говорит еврейский закон, например, о займах и получении процентов, чтобы он мог учиться сам и помогать другим учиться применять еврейскую этику к тому, как он управляет своим биткойном. «Каждая часть технологии в этом мире зависит от нас самих, – говорит Карас, – используем ли мы технологии во благо или во зло».