Посол Израиля раскритиковал израильского режиссера за комментарии на индийском кинофестивале
Посол Израиля в Индии Наор Гилон 29 ноября обрушился с критикой на израильского режиссера, который накануне вызвал споры, когда раскритиковал популярный индийский фильм об исходе индусов Кашмира из региона, управляемого Индией, в 1990-х годах как «вульгарную пропаганду», пишет журналист «The Times of Israel» Тобиас Сигал.
Выступая 28 ноября на закрытии 53-го Международного кинофестиваля в Индии (IFFI) режиссер Надав Лапид, который был председателем жюри фестиваля, заявил, что он был удивлен, увидев в программе фильм индийского продюсера Вивека Агнихотри «Кашмирские досье». Создатели фильма заявили, что он разоблачает то, что они называют «геноцидом», учиненным в отношении индусов региона, и сравнили его с голливудским фильмом о Холокосте «Список Шиндлера». Но многие критики, включая некоторых ведущих режиссеров Болливуда, назвали его вызывающим разногласия, полным фактических неточностей и провокационным.
Выступая от имени жюри, Лапид заявил во время церемонии закрытия мероприятия, что 14 из 15 фильмов, представленных на фестивале, «вызвали оживленные дискуссии», но добавил, что все мы были встревожены и шокированы, увидев, что в конкурс включен фильм «Кашмирские досье». «Нам он показался пропагандистским и вульгарным фильмом, который не подходил для художественной и конкурсной части такого престижного кинофестиваля», – заметил он. Лапид отметил, что ему было «абсолютно комфортно делиться этими чувствами» на сцене, «поскольку чувство, которое мы испытывали на этом фестивале, действительно может признать критическую дискуссию, которая необходима для искусства и для жизни».
Но не все были довольны критикой Лапида. 29 ноября Гилон написал Лапиду в своем твиттер-аккаунте: «ВАМ ДОЛЖНО БЫТЬ СТЫДНО». «В индийской культуре говорят, что гость подобен Б-гу. Вы наихудшим образом злоупотребили приглашением Индии возглавить коллегию судей в @IFFIGoa, а также доверием, уважением и теплым гостеприимством, которые они вам оказали», – написал израильский дипломат. «Я не эксперт в области кино, но я знаю, что бесчувственно и самонадеянно говорить об исторических событиях, не изучив их глубоко, особенно о тех, которые являются открытой раной в Индии, потому что многие из вовлеченных в них все еще живут и все еще платят за это цену», – добавил Гилон.
В основном действие фильма происходит в конце 1980-х и начале 1990-х годов, когда нападения и угрозы со стороны боевиков привели к миграции большинства кашмирских индусов из спорного региона с мусульманским большинством населения, «Кашмирские досье» были выпущены в прокат в марте с оглушительным успехом. Многие кинокритики и кашмирские мусульмане назвали фильм пропагандой ненависти, в то время как его поклонники и сторонники, в том числе многие министры федерального правительства Индии, видят в нем важное отображение тяжелого положения кашмирских индусов, которых местные называют пандитами.
Агнихотри, автор сценария и режиссер «Кашмирских досье», написал в своем твиттер-аккаунте, что «Правда – самая опасная вещь. Это может заставить людей лгать», – очевидно, в ответ на замечания Лапида. В более позднем твите индийский режиссер написал: «Сторонники террора и отрицатели Геноцида никогда не смогут заставить меня замолчать». Актер «Кашмирских досье» Анупам Кхер назвал критику фильма «заранее спланированной». «Если Холокост – правда, то исход кашмирских пандитов тоже правда», – заявил Кхер в видеоролике, опубликованном в его твиттер-аккаунте.
Жюри фестиваля дистанцировалось от высказываний Лапида и назвало их его «личным мнением». Лапид – всемирно известный режиссер, его фильмы «Синонимы» и «Колено Ахада» завоевывали награды на крупных фестивалях.
Подавляющее большинство жителей региона Кашмир — области, разделенной между Индией, Пакистаном и Китаем, – считают себя мусульманами. Кашмирская долина, район Кашмира, который контролируется Индией с 1947 года, является предметом продолжающегося спора между Индией и Пакистаном. Мусульманские повстанцы борются с индийским контролем в этом регионе с 1989 года. Большинство кашмирцев поддерживают требование повстанцев о том, чтобы территория была объединена либо под властью Пакистана, либо как независимая страна. Согласно официальным данным, за последние три десятилетия конфликта в регионе было убито более 200 кашмирских индусов. Некоторые индуистские организации говорят о намного больших цифрах. Мусульмане региона отрицают, что индусы систематически подвергались нападениям.