Посол и военачальник отдали дань уважения солдату-нееврею, сражавшемуся за Израиль в 1948 году
Посол и военачальник отдали дань уважения солдату-нееврею из Южного Лондона, который создал первую израильскую десантную бригаду, во время его похорон в Норфолке 1 июля.
Посол Израиля Марк Регев и бывший начальник Генерального штаба лорд Ричард Даннатт прибыли в церковь Сент-Эндрюс в Южном Лофаме на похороны Тома Дерека Боудена, который скончался в начале прошлого месяца в возрасте 98 лет. Боуден был описан как «герой Израиля», который жил «необыкновенной жизнью», в том числе сражался за Британию во Второй мировой войне и получил ранения во время кавалерийской атаки в Сирии вместе с будущим израильским полководцем Моше Даяном, который потерял глаз в той же битве.
Несмотря на то, что он не был евреем или религиозным, Боуден отправился сражаться за новое Государство Израиль во время Войны за Независимость 1948 года в качестве одного из 5000 иностранных добровольцев, известных по еврейской аббревиатуре «Махал». Позднее он помогал организовывать первую израильскую десантную бригаду и написал первое в ЦАХАЛе руководство по проведению десантных операций.
На похоронах Регева сопровождали израильский военный атташе, а также другие нынешние и бывшие британские солдаты и капеллан британской армии раввин Рубен Ливингстон, который выступал на церковной службе. «Том Дерек Боуден был выдающимся человеком, который прожил много жизней за свои 98 лет», – сказал Ливингстон. «Он не кто иной, как герой для Государства Израиль и еврейского народа за его боевой вклад в «Махал» и 7-ю бригаду ЦАХАЛа и создание первой парашютной школы в Тель-Нофе». Каноник Тони Биллетт, выступавший на церемонии, сказал: «Его вклад в благо народа Израиля был экстраординарным, но он был очень скромным человеком. Большинство людей здесь понятия не имели, что он сделал. Для меня было радостью и большой честью принять участие в этой службы».
Лорд Даннатт сказал: «Для меня было настоящей честью присутствовать на похоронах Тома Боудена. Какой замечательный человек и какая замечательная карьера на службе у своей страны и Израиля. Он был источником вдохновения для всех». На службе также присутствовал еврейский военный историк Стэн Кэй. Он сказал: «Когда я слышал рассказы о Томе, он напоминал какого-то героя из комикса! Он прожил самую невероятную жизнь. Сказать, что он «сломал шаблон», не будет преувеличением. Для меня большая честь присутствовать здесь».
Боуден происходил из богатой семьи, в том числе занимавшейся производством такого напитка как рибена, но он не был ученым и не интересовался бизнесом, и бросил школу в 15 лет. Он поступил на службу в британскую армию в 1938 году в возрасте 17 лет. Во время войны он был на месяц заключен в лагерь Берген-Бельзен, где он своими глазами видел ужасы Холокоста, и позже сказал, что это сыграло свою роль в его решении сражаться за Израиль. Когда он рос в южном Лондоне, у него было несколько друзей-евреев, и он сблизился с общиной, с музыкой, танцами и традициями которой он познакомился. Хотя он не был религиозным и у него не было глубокого понимания сионизма, он находился под сильным влиянием известного просионистски настроенного офицера-христианина Орда Вингейта, который учил еврейских солдат не сдерживаться, а нападать на арабских солдат ночью.
Боуден участвовал в некоторых из самых жестоких сражений Второй мировой войны, главным образом в британской подмандатной Палестине. В 1942 году он возглавил кавалерийскую атаку в Сирии против французских сил режима Виши. Его люди, одетые в красные плащи, были вооружены винтовками времен Первой Мировой войны и саблями. Его нога была сильно повреждена в бою, но через шесть месяцев он вернулся на поле боя, добровольно вступив в парашютную бригаду, формируемую возле Суэцкого канала. Его работа заключалась в том, чтобы сбрасывать ракеты перед приземлением парашютистов вдоль побережья Северной Африки и в оккупированной Европе. В 1944 году, когда он прыгнул с парашютом в Арнеме он был схвачен и доставлен в тюремный госпиталь под Ганновером. После побега и последующего возвращения в плен у него были найдены дневники и письма от еврейских друзей и подруг в Палестине.
«Я знал, что не должен был иметь их, но я не хотел с ними расставаться», – рассказывал он позже. Офицер СС, который допрашивал его, сказал, «что покажет мне, как немцы обращаются с евреями, и меня отправили на месяц в Берген-Бельзен». Он провел месяц, складывая трупы в тележки и опрокидывая их в ямы во время вспышки тифа. Этот опыт позволил ему приехать добровольцем в Хайфу в 1948 году. Израильтяне назвал его капитаном Дэвидом Аппелем, потому что единственным словом на иврите, которое он знал, было слово «яблоко». После Войны за Независимость он основал Парашютную школу ЦАХАЛа, написал руководство по проведению операций и помогал руководству «Цанханим» – израильской бригады десантников, сыгравшей решающую роль в военных победах Израиля в 1956 и 1967 годах.
Он встретил свою жену Еву в Израиле, но позже вернулся в Англию, где стал фермером в Норфолке. 1 июля он был похоронен рядом с Евой на Дисском кладбище. «Он женился на израильтянине и до конца жизни сохранял любовь к Израилю и его народу», – сказал раввин Ливингстон. «Для меня, как старшего еврейского капеллана в Британских вооруженных силах, было честью отдать ему последний салют и дань уважения».