Новости

«Последний еврей Афганистана» потерял свой титул в пользу дальней родственницы

4 ноября 2021, 09:00 История
Поделиться

Человек, известный как «последний еврей Афганистана», оказался только одним из последних афганских евреев, что выяснилось две недели назад, когда его дальняя родственница совершила алию, сообщает «The Jerusalem Post».

Афганистан, где когда-то проживала почти 50-тысячная еврейская община, в сентябре прощался со своим последним еврейским жителем Зебулоном Симантовым. Известно, что Симантов был последним оставшимся евреем в стране с тех пор, как другой оставшийся еврей, который особенно враждовал с Симантовым (их история в конечном итоге была адаптирована в британскую пьесу) скончался в 2005 году.

Именуемый на местном уровне просто «Еврей», Симантов превратился в нечто вроде международной знаменитости, с радостью давая интервью иностранным журналистам, и был известен среди членов сообщества, включая официальных лиц «Талибана» (организация, запрещенная в РФ). Теперь, кажется, что эти фанфары могли быть неуместны. 83-летняя женщина по имени Това Моради покинула Кабул с более чем 20 внуками в прошлом месяце в результате побега, организованного гуманитарной организацией «IsraAid». Она родилась в Кабуле в еврейской семье из десяти детей. В 16 лет она сбежала из дома и вышла замуж за мусульманина. Хотя местная еврейская община отреклась от нее, она так и не приняла ислам, сохранила некоторые еврейские традиции и была известна в своем районе как еврейка.

«Она никогда не отрицала свой иудаизм, она вышла замуж только для того, чтобы спасти свою жизнь, поскольку вы не можете чувствовать себя в безопасности, будучи молодой девушкой в ​​Афганистане», — рассказала «Associated Press» дочь Моради, Хоршид. Моради отметила, что ее родители и брат бежали из Афганистана в 1960-х и 1980-х годах. Многие из ее выживших братьев и их потомков живут в Израиле — ее родители даже похоронены на иерусалимском кладбище Хар Менухот. Однако до этой недели она не разговаривала с некоторыми из своих братьев и сестер более полувека. «Вчера я увидела своих сестер, племянниц и племянников примерно через 60 лет по видеосвязи. Мы говорили часами», — заявила Моради. «Я была действительно счастлива, я увидела их детей, и они познакомились с моими». «Как будто она вернулась из могилы», — заметила Хоршид.

Моради была вынуждена бежать из Афганистана в напряженных обстоятельствах, поскольку правительство страны пало под ударами возродившегося «Талибана» в августе прошлого года. Моради и ее семья были среди различных групп, спасавшихся от надвигающегося правления «Талибана», куда вошли организации по защите прав женщин, афганские информаторы и переводчики американских военных, солдаты тогдашнего правительства и даже президент Ашраф Гани. «Я любила свою страну, очень любила ее, но мне пришлось уехать, потому что мои дети были в опасности», — заявила Моради «Associated Press».

Моради была размещена во временном лагере для афганских беженцев в Албании с тех пор, как была спасена, хотя принимаются меры для того, чтобы она посетила Израиль, где живет большая часть ее семьи, и в конечном итоге поселилась в Канаде, где проживают ее дети. «Нам все еще нужно, чтобы они достигли конечного пункта назначения», — заявил генеральный директор «IsraAid» Йотам Полизер. «Мы опасаемся, что они застрянут в подвешенном состоянии». Потенциально последний еврейский житель Афганистана, Моради на самом деле является дальней родственницей самопровозглашенного «последнего еврея Афганистана» Зебулона Симантова. Хотя изначально она не была мишенью режима, она укрывала Ицхака Леви, одного из остававшихся в Афганистане евреев, во время первоначального правления Талибана с 1996 по 2001 год, зайдя так далеко, что сообщила властям, что он мусульманин, и строила планы как помочь Леви бежать из Афганистана. Ицхак Леви был известен враждой с другим «последним евреем Афганистана», Зебулоном Симантовом.

Два еврея, оставшихся в Афганистане, жили в последней оставшейся синагоге страны, но быстро начали ненавидеть друг друга. Они молились отдельно друг от друга, устраивали яростные скандалы, которые соседи могли слышать за квартал, и обвиняли друг друга, когда пропадали ценные предметы. Симантов заявил SFGate в 2007 году, что вражда началась, когда еврейские старейшины сказали ему помочь Леви — более чем на 20 лет его старше — совершить «алию» и репатриироваться в Израиль. Леви не сдвинулся с места, обвинив Симантова в желании продать синагогу с целью получения прибыли, причем Симантов сразу же обвинил Леви в том, что он сам хочет сделать это. Симантов и Леви, которые ежедневно молились и соблюдали кашрут, продолжали враждовать до самой смерти последнего в 2005 году.

В 1998 году Леви написал министру внутренних дел «Талибана», обвиняя Симантова в краже еврейских реликвий. В ответ Симантов заявил талибам, что Леви владеет подпольным борделем, где продает алкоголь, что Леви отрицает. Симантов также распространил слухи о том, что Леви принял ислам, что Леви также отрицал. «Я не разговариваю с ним, он дьявол… собака лучше, чем он… У меня не так много претензий к «Талибану», но у меня много претензий к нему», — заявил Симантов «The New York Times» в 2002 году. Они также донесли друг на друга талибам как на шпионов израильской разведки «Моссад», что побудило полицейских «Талибана» избить их и в конечном итоге бросить в тюрьму. Хотя они их выгнали и оттуда, когда они продолжили драться в камере.

Вражда была настолько сильной, что, когда Леви скончался (к большой радости Симантова), афганская полиция подозревала Симантова в убийстве Леви, пока вскрытие не показало, что причиной смерти был диабет. Отношения Симантова и Леви были запечатлены в британской мрачной комедии 2006 года «Хранитель моего брата». Как гласит старая пословица: «Два еврея, три мнения».

Хотя, возможно, Моради не является «последней еврейкой Афганистане», вполне может быть, что она последний человек еврейского происхождения, который находился в стране, и, возможно, последний, кто уехал. Тем не менее некогда оживленных еврейских общин Кабула и Герата в Афганистане больше нет. Все, что осталось, — это синагога, и, хотя право собственности на нее оспаривается, очевидно, что эта синагога больше не сможет принимать евреев на протяжении долгого времени.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции