Новости

Последние остатки общины фалашмура все еще надеются приехать в Израиль

18 июня 2018, 10:00 фалашмур
Поделиться

В самом сердце Аддис-Абебы, в Эфиопии, в том, что можно назвать только трущобной синагогой из рифленого железа и шлакоблоков, с гофрированной железной крышей, поддерживаемой деревянными столбами, женщины, одетые в белые платки и мужчины в кипах, поют и скандируют на иврите. За синагогой находятся три миквы,  и учебные помещения здания, образующие ядро общинного центра Аддис-Абебы, обслуживающего около 2700 членов так называемой общины фалашмура.

Молебны здесь проводятся каждый день, и комплекс служит центром для различных религиозных и образовательных потребностей общины в столице Эфиопии. С еще приблизительно 5 500 человек, находящихся в Гондэре на севере, эти приблизительно 8 200 человек, которые являются последними остатками фалашмура, и многие из них ждали несколько лет, некоторые — несколько десятилетий, чтобы получить разрешение приехать в Израиль. Одним из таких лиц является Ирмиас Гебрай,  житель общины в Гондэре, к северу от Аддис-Абебы, ожидающий отъезда в Израиль всю свою жизнь. В 1992 году его мать покинула свою деревню в юном возрасте, чтобы поехать в Гондэр и подать заявление на выезд в Израиль, но с тех пор она остается там, хотя его дяди, тети и двоюродные братья были приняты.

Гебрай, активист молодежного движения Бней Акива в Эфиопии, родился в 1999 году и с тех пор вместе со своей матерью ждет приезда в Израиль. «Мы евреи, мы храним Шаббат, мы отмечаем праздники, мы даже не едим мяса, потому что мы не можем получить кошерное мясо», – говорит он решительно на приличном иврите, выученном в Эфиопии. «Никто не может сказать, что мы не евреи. Мы не стали бы ждать, если бы мы не были евреями. Я бы не стал ждать 20 лет, если бы не был евреем», – настаивает он. Итак, почему эти члены сообщества фалашмура или «остатки потомков евреев», как их еще называют, все еще находятся в Эфиопии?

История алии этих эфиопов еврейского происхождения длительная, сложная и противоречивая, началась тогда, когда христианские миссионеры обратили в свою веру членов еврейской общины Бета-Исраэль в Эфиопии в конце 19-го начале 20-го столетий во время потрясений, голода и этнических распрей. Некоторым членам этой общины удалось совершить алию во время операций «Соломон» и «Моисей» в 1984 и 1991 годах, в которых вся община Бета-Исраэль, которая никогда не обращалась в христианство, была доставлена ​​в Израиль. Другие впоследствии покинули свои деревни недалеко от Гондэра и Аддис-Абебы и попытались иммигрировать в Израиль, как и их братья. Многие из фалашмура, которые считались евреями по матери, были привезены в Израиль, но согласно Закону о въезде вместо Закона о возвращении, поскольку их предки обратились в христианство, а в израильском праве говорится, что люди, покинувшие иудаизм, даже под принуждением, не имеют права на гражданство в соответствии с Законом о возвращении. Из-за этого они также должны были пройти процесс гиюра в Израиле.

Но, хотя многие другие были доставлены в Израиль в большом количестве в 1990-х и 2000-х годах, более 9 000 человек остались в Гондэре и Аддис-Абебе после последней массовой иммиграции в 2013 году, многие из которых были родителями, детьми или братьями и сестрами тех, кто прибыл в Израиль раньше. Подавляющее большинство из оставшихся, – евреи по отцу. По этой причине главным аргументом в пользу предоставления въезда в Израиль является воссоединение семей. По словам депутата кнессета Авраама Негосы, давнего и горячего борца за фалашмур, примерно 1000 из тех, кто стремится иммигрировать, имеют детей в Израиле, у 2200 там живут родители, у 2500 – братья и сестры, и все вышеперечисленные считаются родственниками первой степени.  Еще у 2300 ожидающих есть дяди, тети и двоюродные братья в Израиле, которые считаются родственниками второй степени.

В ноябре 2015 года правительство приняло официальное решение о вывозе оставшейся части фалашмура, около 9 000 человек, в Израиль на основе воссоединения семей. Однако решение было принято без привязки к бюджетным ассигнованиям для покрытия расходов на иммиграцию и абсорбцию,и поэтому осуществление решения 2015 года было приостановлено до тех пор, пока правительство не заложило в бюджет средства на иммиграцию 1300 человек, которые действительно прибыли в течение 2017 года. На 18 июня запланировано министерское совещание по этому вопросу, хотя вряд ли там будет принято окончательное решение. Уже несколько лет из самой общины Бета-Исраэль неоднократно звучат обвинения в том, что остальные люди, обращающиеся с просьбой приехать в Израиль, имеют мало связей с иудаизмом и стремятся просто избежать бедности в Эфиопии, и даже практикуют христианство.

Рабби Менахем Вальдман, главный активист кампании по вывозу оставшейся части фалашмура в Израиль, отвергает эти обвинения, называя их «клеветой» и говорит, что, то же самое говорили об общине Бета-Исраэль в 1980-х годах. «Остальные евреи в Эфиопии – наши братья, они три раза в день молились в течение многих лет, чтобы приехать в Израиль, и соединить их с их семьями — это мицва», – сказал Вальдман «The Jerusalem Post». «Они будут хорошими евреями и хорошими израильтянами. Тот, у кого есть еврейское сердце, должен рассматриваться как брат». И он также отвергает утверждение о том, что вывоз оставшейся части общины фалашмура приведет к дальнейшим заявлениям о воссоединении семей. Несколько раз после того, как большое число фалашмура было доставлено в Израиль, в частности в 2010 и 2013 годах, говорилось, что это последняя и окончательная массовая иммиграция, и что двери теперь закрыты только для того, чтобы впоследствии было сделано больше заявлений о воссоединении семей.

Еврейские доноры в США, которые в прошлом помогали финансировать иммиграцию и интеграцию фалашмура,  отказались делать какие-либо дополнительные пожертвования, потому что им неоднократно говорили, что это была последняя массовая иммиграция. Но Вальдман и Негоса говорят, что это утверждение просто неверно и что составленные в 1999 году списки лиц, имеющих право на въезд в Израиль из числа фалашмура, остались прежними. Они утверждают, что правительство сделало фундаментальную ошибку, когда решило перевозить фалашмур в Израиль поэтапно, поскольку это затянуло процесс и осложнило этот вопрос. Чтобы освободится от обвинения в том, что их цель — привести в Израиль эфиопских христиан, не связанных с иудаизмом, как Вальдман, так и Негоса прямо сказали Post, что после того, как все из примерно 8 000 человек будут вывезены в Израиль, общинные центры в Аддис-Абебе и Гондэре будут закрыты.

«Общины закрыты. Новые люди не могут войти в общины, там есть только люди, которые были проверены, которые имеют сертификат и зарегистрированы там».  Негоса соглашается. «Привезите их всех и закрыть центры в Гондэре и Аддис-Абебе. Примите окончательное решение, создайте график их приезда, и когда приедут последние, остановитесь», – сказал он Post, добавив, что это могло быть сделано еще в 2013 году. Вальдман также настаивает на том, что даже если в настоящее время есть не еврейские супруги, состоящие в браке с теми, кто претендует на въезд в Израиль, критерии, установленные решением Правительства в 2015 году и иммиграционными законами Израиля, не позволяют им запрашивать въезд для других не еврейских членов семьи в Эфиопии.  МВД должно оценивать каждую просьбу, чтобы убедиться, что те, кто ищет въезд в Израиль, действительно произошли от евреев.

Негоса подтверждает это, говоря, что «если они имеют право иммигрировать на основе еврейского происхождения, тогда они могут приехать, если нет, тогда нет … нет такого права для них». Депутат кнессета от партии «Еш Атид» Пнина Тамано-Шата имеет несколько более нюансированный подход и не настаивает на том, что каждый человек из списков обязательно должен получить разрешение на въезд в Израиль. Но она настаивает на том, чтобы правительство прекратило затягивать с этим вопросом и приняло решение, так или иначе, кого привлечь, а кого нет, оценивая каждую просьбу в соответствии с критериями закона.

В ходе специального слушания в комитете Кнессета 13 июня Тамано-Шата также решительно настаивала на том, что воссоединение семей представляет собой серьезную гуманитарную проблему, и что государство «уже не может быть таким жестокосердным перед семьями, которые были разделены» Она также согласна с тем, что иммиграцию тех, кому это будет разрешено, следует провести быстро и массово, чтобы закрыть общинные центры и, наконец, положить конец этой истории. Несмотря ни на что, почти все согласны с тем, что невыполнение в полном объеме решения от ноября 2015 года связано с тем, что на массовую иммиграцию не выделен бюджет.

Еврейское агентство согласилось поддержать его, как и министерство иммиграции и абсорбции, но правительство не смогло предоставить необходимые средства. Финансовый комитет сказал в ответ на просьбу Post, что новое решение правительства о привлечении «дополнительных групп» будет «полностью финансироваться, как это было до сих пор». Пресс-секретарь министра внутренних дел Арье Дери отказался от комментариев, но Амос Арбель, директор Управления народонаселения министерства, в ходе слушаний в комитете Кнессета сказал, что Министерство требует нового правительственного решения для осуществления иммиграции тех, кто все еще находится в Эфиопии.

Негоса сердито заявляет, что неспособность выделить средства для оставшихся в Аддис-Абебе и Гондэре проистекает из равнодушия, которого бы не было, если бы подобная группа оставалась в Европе, которая уже получила разрешение от правительства переехать в Израиль. «Это политически слабая община, из Африки, которую все считают экономическим бременем, и это просто дискриминация, чтобы не выполнять уже принятое решение».

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции