Новости

После успехов Израиля этические проблемы перерастают в надежды на напечатанные в 3D органы

28 апреля 2019, 13:00 медицина
Поделиться

Израильтяне гордятся научным прорывом, о котором было объявлено на пресс-конференции 15 апреля и в статье в рецензируемом журнале Advanced Science. До сих пор ученые могли печатать на 3D-принтере простые ткани без кровеносных сосудов, но израильская команда под руководством профессора Таля Двира из Школы молекулярной и клеточной биологии и биотехнологии TAU «напечатала» целое сердце, включая клетки, кровеносные сосуды, желудочки и камеры. Сердце размером с виноградину, показанное в Тель-Авивском университете, пока не работает. Оно должно созревать в биореакторе, где электрические и механические сигналы будут подталкивать клетки к синхронному сокращению, этот процесс займет около месяца.

Исследователи также должны выяснить, как генерировать больше клеток, чтобы они могли печатать с помощью 3D-печати человеческие сердца, которые содержат миллиарды клеток. Им также еще предстоит пересадить сердце животным, за чем последуют клинические испытания на людях.

По оценкам Двира, этот прорыв, вероятно, приведет к тому, что в течение десятилетия человеческие сердца смогут «печатать» на 3D-принтере в больницах. Но не все без ума от этого прорыва, ссылаясь на этические последствия, например, расширит ли он разрыв между богатыми и бедными и можно ли будет также изготовить сердце для сверхчеловека или другие мутации. Робби Берман, директор Галахического общества доноров органов, рассказал The Times of Israel, что у него смешанные чувства по поводу заявления Тель-Авивского университета, в основном потому, что люди могут подумать, что им больше не нужно жертвовать органы. «Искусственное сердце хорошо тем, что показывает, что мы прогрессируем, что однажды мы будем создавать органы для спасения жизней», – сказал Берман. Берман отметил, что только 16 процентов израильтян имеют подписанные карты доноров органов (по сравнению с 50 процентами жителей США) и что, хотя прорыв Тель-Авивского университета может однажды решить проблему нехватки органов в Израиле, до этого дня еще далеко.

«Я надеюсь, что это не подаст ложный сигнал о том, что мы близки к созданию искусственных органов, потому что это не так. Людям все еще нужно говорить со своими семьями и сообщить всем — семье и друзьям – о том, что они хотят стать донорами органов».

Доктор и раввин Айра Бедзоу, директор Программы биомедицинской этики и гуманитарных наук в Нью-Йоркском медицинском колледже, сказал The Times of Israel, что всякий раз, когда появляется новое медицинское открытие, и те, кто рассматривает его потенциал как возможность для решения всех проблем, и те, кто боится его непреднамеренных последствий, не в состоянии понять сложность ситуации. «Я предполагаю, что, если это сработает, это спасет жизни», – сказал Бедзоу. «В конечном итоге это решает проблему нехватки органов, и пациентам также будет легче, потому что пациентам не придется беспокоиться об отторжении органов, болезни «трансплантат против хозяина» или о приеме иммунодепрессантов, потому что клетки, из которых сделан орган, будут происходить из их собственного тела».

Однако, по словам Бедзоу, есть потенциальные ловушки, связанные с классификацией органов как частей тела или медицинских устройств. Если они являются органами, их нельзя покупать и продавать, и, в соответствии с законодательством большинства стран, никто не может ими владеть. Это, вероятно, снизит стоимость таких органов и предотвратит другие злоупотребления. Но если они классифицируются как медицинские устройства, они могут быть запатентованы, и владелец органов может взимать большие деньги за свой продукт, что сделает его недоступным для многих, если это не покрывается страховкой.

Другой связанный с этим вопрос — продаст ли пациент права на свой генетический материал компании, печатающей сердце. Сможет ли компания создать больше сердец, используя его клетки, или использовать их для других целей? В Соединенных Штатах, например, генетический материал человека принадлежит ему, и исследовательское или медицинское учреждение должно получить его согласие, если они хотят каким-либо образом использовать его, подчеркнул он. Бедзоу также сказал, что проблема органов, рассматриваемых как медицинские устройства, вдвойне сложна, потому что сама индустрия медицинских устройств является объектом скандалов.

Серия разоблачений, проведенных Международным консорциумом журналистов-расследователей в ноябре 2018 года, показала, что «органы здравоохранения по всему миру не смогли защитить миллионы пациентов от плохо протестированных имплантатов, которые могут проколоть органы, нанести непоправимый вред сердцу, спровоцировать гниение костей и отравление крови, а также наносить другой вред». В марте Министерство внутренней безопасности предупредило, что некоторые сердечные имплантаты можно взломать с небольшого расстояния. «Существует порыв к инновациям, который иногда имеет очень плохие последствия для пациентов», – сказал Бедзоу. «Это одна из проблем, с которой мы сталкиваемся, рассматривая помощь пациентам в качестве общественного блага, а затем приватизируя многие из этих рынков, где игроки стремятся получить финансовую выгоду». Бедзоу сказал, что люди, создающие медицинские устройства, должны «признавать свою миссию настолько же, насколько и свою прибыль», и что медицина должны быть общественным благом, а не просто товаром или услугой, покупаемой и продаваемой на рынке, таким же как картофельные чипсы или одежда.

Сердца для суперменов

Что касается того, могут ли настраиваемые 3D-печатные принтеры привести к появлению сверхчеловека с большими сердцами, Бедзоу сказал, что причин для подобного беспокойства нет. Если врач поместит «супер-сердце» в чье-либо тело, это не будет иметь большого значения для его общего состояния здоровья и продолжительности жизни, потому что оно должно взаимодействовать с остальными частями сердечно-легочной системы человека. «Я бы больше беспокоился о генной инженерии, чем о печатаемых органах. Генная инженерия потенциально может изменить весь генетический код человека, а также его потомков», – сказал он.

Он добавил, что страх перед медицинскими инновациями, ведущими к неестественным физическим улучшениям и появлению нового класса людей с превосходным здоровьем и сверхспособностями, не является чем-то новым. «Выбор, сделанный биотехнологами, намеревающимися создать напечатанное на 3D-принтере сердце, может привести к исследованиям и технологиям, которые могут выполнять евгеническую функцию. Но так было всегда. Вспомните, как были изобретены очки. Что если люди сказали: «О Б-же, теперь у нас будет класс людей, которые могут лучше видеть». «Не сама медицинская технология несет такой моральный риск, – сказал он, – а люди, у которых есть такой моральный риск».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции