Новости

Польское арт-сообщество призывает музей противостоять фашизму

8 апреля 2018, 15:00 искусство, польша
Поделиться

Художники, искусствоведы и кураторы предлагают музею сделать политическую выставку.

Более 500 польских искусствоведов, ку­раторов и художни­ков обратились к директо­ру и заместителю дирек­тора Национального му­зея в Кракове с просьбой выступить против расцве­та в стране крайне право­го национализма, органи­зовав большую междуна­родную выставку, облича­ющую фашизм.
«В свете участившихся нападений на людей с дру­гим цветом кожи и пол­ного нивелирования прав меньшинств Националь­ный музей в Кракове дол­жен возложить на себя важ­ную миссию, — говорится в открытом письме. —Вам представилась возмож­ность сыграть ключевую роль в просвещении поль­ского общества».
В письме предлагается ор­ганизовать выставку, пока­зывающую, как художники со времен эпохи Просвеще­ния противостояли наси­лию, войне и авторитариз­му. «Гойя, Делакруа, а позже и классические модерни­сты, такие как Георг Гросс, Пабло Пикассо и Анджей Вру­блевский, многие из кото­рых сами пережили ужасы войны, в своем творчестве обращались к проблемам ксенофобии и расовой не­терпимости», — говорится в письме. Один из его авто­ров, историк искусства Па­вел Брожинский, считает, что партнерами выставки мо­гут стать Центр искусств королевы Софии в Мадри­де с его коллекцией работ, посвященных гражданской войне в Испании, и Тейт в Лондоне, где хранятся са­тирические антифашист­ские фотомонтажи и пла­каты Джона Хартфилда.
По словам Брожинско­го, основанием для этой инициативы послужи­ло широкое распростране­ние в Польше крайне пра­вых идей. «Это происходит во всех областях: не только в политике, но и в культу­ре и шоу-бизнесе, — гово­рит он, ссылаясь на расту­щую популярность так на­зываемых брендов патрио­тической одежды, которые присвоили символы Армии Крайовой, оказывавшей со­противление нацистской оккупации во время Вто­рой мировой войны. — Это не имеет ничего общего с патриотизмом, а больше похоже на национализм — в самом плохом смысле слова».

Сейчас в Польше уве­ренно набирает силу уль­траправый национализм. В 2015 году к власти при­шла популистская пар­тия «Право и справедливость» (PiS). Утверждается она силой, закручивая гай­ки в отношении прессы, свободы слова и судебной системы. Призывы вспом­нить о «польской гордо­сти» способствовали не­здоровому политическому климату и вспышкам ксенофобии, достигшим пи­ка в ноябре прошлого года, когда правые национа­листы провели в Варшаве митинг, собравший более 60 тыс. человек.

Правительство также пытается переписать историю Польши. Стремясь «пере­загрузить» национальный менталитет, власти намере­ны уничтожить все остат­ки польской коммунисти­ческой истории и любые предположения о том, что поляки были замешаны в Холокосте. В феврале пре­зидент Польши Анджей Ду­да подписал поправки к закону об Институте нацио­нальной памяти, предусма­тривающие уголовную от­ветственность за публич­ное обвинение поляков в пособничестве нацист­ской Германии. Как указы­вает правительство, закон, подвергшийся критике со стороны США и Израиля, гарантирует признание за Польшей статуса жертвы во Второй мировой войне.

Национальный музей в Кракове, которому адре­совано открытое письмо, недавно проводил выставку под названием #beritage, которая также послужила этому политическому про­екту. Организованная за­местителем директора му­зея Анджеем Щерским, од­ним из адресатов открыто­го письма и братом Кшиш­тофа Щерского, главы каби­нета президента Польши, #beritage осветила несколь­ко глав истории страны, рассказанной через экспо­наты из коллекции музея. Значок хештега в названии выставки подчеркивал не­обходимость «открытой дискуссии о нашем культурном наследии» и «пе­ресмотра исторических со­бытий», говорится на сай­те музея. Однако экспо­зиция подверглась рез­кой критике именно за уз­кое представление поль­ской истории и преднаме­ренный пропуск ее темных глав. «Это пример тради­ционной формы музеоло­гического обмана, где про­паганда замаскирована под объективность», — написа­ла в своей статье о выстав­ке историк искусства Эри­ка Лерер.

Брожинский рассматри­вает большую антифашист­скую выставку в краков­ском музее, о которой го­ворится в письме, как воз­можность для музея вновь участвовать в открытых политических дискусси­ях. «Мы воззвали к музею и его руководству, чтобы провести черту между кон­сервативным национализ­мом и крайне правым экс­тремизмом, – говорит он. – Если они не видят между ними разницы, то этот му­зей станет просто местом для официальной пропа­ганды».

Юлия Михальска

Иллюстрация: Анджей Врублевский. Ликвидация гетто. 1949

The Artnewspaper Russia

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции