Польша должна прислушаться к речи австрийского канцлера Себастьяна Курца
В то время как Польша приняла новый закон о Холокосте, заявляя, что страна была жертвой нацистов, а не одним из преступников, ответственных за Холокост, Курц 12 марта признал в своей речи, что Австрия, будучи жертвой, она была в равной мере и преступником.
Выступление в Вене состоялось в ознаменование 80-летия аншлюса, когда нацисты ввели свои танки в Австрию, встреченные ободрявшими и приветствовавшими их австрийцами. «Съемки того времени показывают нам восторженных женщин и мужчин, которые приветствовали нацистский режим», – сказал Курц.
«Австрия раньше считалась первой жертвой национал-социализма. Это, безусловно, верно для всех тех, кто сражался в сопротивлении, которых мы не можем достаточно поблагодарить, и которые всегда будут яркими примерами героизма», – сказал Курц. «Но … те, кто праздновали захват на площади Героев в марте 1938 года, не были жертвами. Те, кто наблюдал и участвовал, когда их соседей ограбили, изгнали и убили, не являются жертвами».
«Честные воспоминания означают признание истины. В то время многие австрийцы поддерживали систему, в которой жертвами были люди с ограниченными возможностями, рома и синти, гомосексуалисты, люди с различными политическими взглядами, члены сопротивления и многие другие. Прежде всего, эта система убила более 60 000 еврейских граждан и изгнала около 130 000 из их домов».
Курц признал, что Австрия долгое время не была «открытой и честной» в отношении своего прошлого. «Мы поняли, что Австрия была не только жертвой, но и преступником, и мы сопроводили это осознание конкретными действиями. Но Австрия слишком долго отводила взгляд и слишком поздно приняла свою историческую ответственность». Курц сожалеет, что 100 000 перемещенных австрийцев, лишенных гражданских прав и ограбленных во время Холокоста, не смогли вернуться в страну после войны.
Он также сказал, что считает «непостижимым», что антисемитизм существует почти через столетие после Холокоста, добавив, что Австрия теперь несет особую историческую ответственность за поддержку еврейской жизни в Австрии и защиту ее от всех форм антисемитизма. И затем, в комментариях, которые никогда не делались австрийскими канцлерами – сторонником ООП Бруно Крайским и бывшим нацистом Куртом Вальдхаймом – Курц сказал, что историческая ответственность Австрии в отношении евреев распространяется на Израиль. «У нас также есть особая ответственность перед Государством Израиль и потребностями еврейского народа в безопасности – больше, чем мы практиковали в Австрии в прошлом». В то время, как Германия ясно дала понять, что она чувствует особую ответственность перед Израилем из-за Холокоста, Австрия никогда не шла по этому пути – до сих пор.
Генеральный директор МИД Израиля, Юваль Ротем, назвал речь «важной», как и посол в Австрии Мартин Вайс. «Это речь, которая не жалеет слов, она не испытывает недостатка в ясности», – сказал Вайс. Речь особенно важна, учитывая, что младший партнер коалиции Курца, Партия свободы, является партией, с которой израильское правительство отказывается сотрудничать, и которая, по мнению еврейской общины в Австрии, по-прежнему отравлена антисемитизмом, несмотря на протесты ее лидера, Штрахе.
Речь также важна в свете того, что происходит в Польше, где был принят закон, делающий преступлением заявления о том, что Польша была замешана в Холокосте. Подобный рефрен был услышан в Австрии 30 лет назад, когда мир был ошеломлен тем, что Вальдхайм, бывший генеральный секретарь ООН, победил на выборах канцлера, хотя о его нацистском прошлом было хорошо известно. Общественность сплотилась вокруг мнения Вальдхайма, которому запретили посещать США, о том, что австрийцы не должны быть обвинены; что Австрия была жертвой нацистов; и что виновными были исключительно немцы, а не австрийцы.