Новости

Политика памяти преследует Берлинале после скандала с нацистским прошлым

1 марта 2020, 16:00 Кино
Поделиться

Проблема политики памяти нависает над 70-летием кинофестиваля из-за откровений о том, что ее директор-основатель Альфред Бауэр был высокопоставленным нацистом.

Подготовка к первому в Европе крупнейшему кинофестивалю года была омрачена газетным сообщением в прошлом месяце, в котором утверждалось, что Бауэр был более вовлечен в нацистский режим, чем считалось ранее. «Премия Альфреда Бауэра» была исключена из церемонии награждения 29 февраля, и Берлинале поручил Мюнхенскому институту современной истории (IfZ) провести расследование нацистских связей его основателя. «С Альфредом Бауэром, вероятно, дело обстоит так, что определенные люди подняли вопрос (о его нацистских связях), но они были скрыты и выплывают только сейчас», – заявил AFP директор IfZ Андреас Виршинг.

В то время как фестиваль борется со своей собственной историей, ряд фильмов в программе задались целью бросить вызов доминирующим нарративам о прошлом. В фильме «Шпеер идет в Голливуд», премьера которого состоялась в Берлине на этой неделе, израильский режиссер Ванесса Лапа документирует попытки нацистского архитектора Альберта Шпеера обелить его образ после войны. Воспоминания Шпеера, ставшего самым высокопоставленным нацистом, который не был приговорен к смертной казни в Нюрнбергском процессе, впоследствии стали бестселлером и никогда не экранизировались.

Используя беседы между Шпеером и продюсером Эндрю Биркином, Лапа тонко разоблачает нелепость репутации архитектора как «хорошего нациста». «Шпеер – хороший пример того, как признанный нацистский преступник мог рассказывать свою собственную версию истории, как будто он и его окружение не имели к этому никакого отношения», – заявил AFP директор IfZ Виршинг.

Обеление прошлого также является проблемой в Бразилии, по словам режиссера Марко Дутры, чей фильм «Все мертвые» претендует на «Золотого медведя» в Берлине. Ультраправый президент Бразилии Жаир Болсонару заявил, что расизм «редок» в стране, и недавно назначил главой Института афробразильской культуры Сержиу Камарго – человека, который заявлял, что рабство было «полезно» для лиц африканского происхождения. Дутра придерживается противоположной точки зрения со своим фильмом, действие которого происходит в конце 19 века в Сан-Паулу, через десять лет после отмены рабства. «Несмотря на многочисленные, все еще уважаемые теории, которые утверждают, что Бразилия построена на смеси идентичностей, реальность очень отличается. Это очень расистская страна», – сказал он.

Другой кандидат на «Золотого медведя», Рити Пань, добавил, что кино должно сыграть свою роль в «борьбе против тоталитаризма». Фильм Паня «Облученные» сталкивает зрителей с душераздирающими образами как Хиросимы, так и Холокоста. «Фильм – это крик надежды, крик, призывающий к страданию. Мы думаем, что это осталось в прошлом веке, но это повторяется снова и снова», – сказал франко-камбоджийский режиссер.

Нигерийский режиссер и архивист Диди Чика из Лагосского киносообщества, между тем, считает, что кино может помочь обществу примириться со своим прошлым. «Всегда гораздо опаснее, когда образы подавляются», – сказал Чика, в чьем короткометражном фильме «Память также умирает» используются ранее забытые кадры из послевоенной Нигерии. В интервью AFP на Берлинале, он сказал, что архивный фильм может бросить вызов «официальному нарративу» о жестокой войне в Биафре, которая едва не разорвала на части новую независимую Нигерию в конце 1960-х годов. Чика утверждал, что из-за того, что людей в течение десятилетий призывали не говорить о конфликте, в современной Нигерии обостряются обиды. «Я вижу негодование в моей части страны, которая проиграла войну… люди сейчас говорят об этом с горечью, с обидой». Восстановив кадры войны из архивов колониальной эпохи, Чика стремится «помочь преодолеть этот разрыв и помочь людям смириться с тем, что произошло».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции