Показатели рождаемости у евреев и мусульманам в Израиле сравнялись
«Если у израильтянки меньше трех детей, она чувствует, что должна оправдаться или извиниться», – считает один из ведущих израильских демографов, пишет «The Economist».
Когда она приезжает в Лондон, ее поражает нехватка магазинов игрушек. У израильтян гораздо больше детей, чем у их сверстников в других странах развитого мира. В то время как у средней израильтянки 2,9 ребенка у ее сверстниц из Великобритании и Франции 1,6 и 1,8 соответственно.
Демография Святой Земли имеет как геополитические, так и экономические последствия. Из 9,5-миллионного населения Израиля израильские арабы, в основном мусульмане, составляют около 21% от общей численности, а евреи составляют примерно 74%. Но если включить людей на оккупированном Израилем Западном берегу и в Газе, еврейское большинство сократится почти до половины. Это, в двух словах, основа трилеммы Израиля. У него не может быть одновременно сильного еврейского большинства, всей земли, завоеванной им в 1967 году, и полной демократии, не дискриминирующей арабов. Так что цифры имеют значение.
Израильские и палестинские лидеры уже давно внимательно следят за уровнем рождаемости. Ясир Арафат, руководивший палестинцами три с половиной десятилетия, называл «чрево арабской женщины» своим «самым сильным оружием». Демографические прогнозы предполагали, что арабы, живущие между рекой Иордан и Средиземным морем, в конечном итоге превзойдут численностью евреев. Это, безусловно, беспокоило Биньямина Нетаньяху до того, как он стал премьер-министром Израиля. В 2003 году он сетовал на то, что уровень рождаемости израильских арабов, который тогда был намного выше, ставит под угрозу еврейство Израиля, независимо от тенденций на Западном берегу и в Газе. В то время действительно существовал большой демографический разрыв.
В самом Израиле арабские женщины рожали в среднем почти в два раза больше детей, чем еврейки. Но в последние несколько десятилетий этот разрыв исчез, поскольку рождаемость израильских арабов снизилась, а рождаемость израильских евреев возросла. В 1960 году коэффициент рождаемости израильских арабов составлял 9,3. В следующие 35 лет он сократился почти вдвое, до 4,7, а сегодня снизился до 3,0. Уровень рождаемости палестинцев в Газе и на Западном берегу также снизился с 4,6 в 2003 году до 3,8 в 2019 году. В этом палестинцы и израильские арабы пошли по пути, проложенному женщинами в других местах.
В ОЭСР, клубе, состоящем в основном из богатых стран, средний коэффициент рождаемости снизился с почти трех в 1970 году до 1,6, что значительно ниже необходимого уровня, чтобы население не сократилось. По данным исследовательского центра «Pew Research Center», в глобальном масштабе у мусульман самый высокий уровень рождаемости среди всех религиозных групп. Тем не менее даже этот показатель резко упал: с 4,3 в 1995 году до 2,9 в 2015 году. Семь арабских стран были среди 12 стран, в которых в период с конца 1970-х до середины 2000-х годов наблюдалось самое большое в мире падение рождаемости. В Иране, религиозные лидеры которого уже давно призывают женщин рожать больше детей, рождаемость упала с 7,0 в 1984 году до 1,7. Это делает рост рождаемости среди израильских евреев еще более удивительным. Между 1960 и 1990 годами их фертильность снизилась с 3,4 до 2,6, что позволяет предположить, что они шли в ногу со своими сестрами в других местах. Но затем они начали нарушать эту тенденцию, вернув уровень рождаемости к нынешнему уровню 3,1.
Молитвы против продуктивности
Почти весь этот рост вызван увеличивающимся числом ультраортодоксальных (или харедим) евреев в Израиле, коэффициент рождаемости которых составляет 6,6, что более чем вдвое превышает средний показатель по стране и в три раза превышает уровень светских евреев. В результате доля харедим в населении Израиля более или менее удваивалась с каждым поколением, отмечает Дан Бен-Давид, экономист из Тель-Авивского университета и аналитического центра Института Шореш. Хотя харедим составляют всего 13% населения, их потомки составляют 19% израильских детей в возрасте до 14 лет и 24% детей в возрасте до четырех лет.
Статистическое агентство Израиля считает, что при нынешних тенденциях к 2065 году половина израильских детей будут харедим. Такая плодовитость может понравиться раввинам и еврейским националистам. Но это также меняет характер Израиля и угрожает его экономике, утверждает Бен-Давид. Большинство ультраортодоксальных евреев посылают своих мальчиков изучать Тору в религиозные школы вместо того, чтобы заставлять их изучать такие предметы, как математика и естественные науки, необходимые для работы в высокотехнологичной экономике Израиля. Менее половины мужчин – харедим идут на работу: большинство продолжают изучать древние тексты во взрослом возрасте. Они часто получают финансовую поддержку от своих жен и субсидируются государством.
Есть несколько причин, по которым уровень рождаемости среди харедим остается таким высоким. Многие хотят, чтобы большие семьи компенсировали миллионы евреев, убитых во время Холокоста, или верят, что они, умножаясь, служат Б-гу. «Я не планировал семью», — говорит Ерах Токер, у которого шестеро детей. «Многое в руках Б-жьих, и этот вопрос один из них». Женщины – харедим также, как правило, выходят замуж и заводят детей в более молодом возрасте, чем светские еврейки. И поскольку ультраортодоксальные общины изо всех сил стараются закрыться от внешних влияний, таких как телевидение и Интернет, они могут быть в некоторой степени изолированы от сил, снижающих рождаемость в остальном мире. Но сложнее объяснить, почему у светских евреев-израильтян также больше детей, чем обычно. Большинство работают; оплачиваемый отпуск для израильских родителей не особенно велик. И уход за детьми не дешевле, чем в других богатых странах.
Некоторые утверждают, что израильтяне-евреи рожают больше детей, потому что предвидят более светлое будущее: Израиль входит в десятку самых счастливых стран мира. Другая причина может заключаться в том, что государство поощряет рождение детей, например, финансируя лечение бесплодия. Оно субсидирует экстракорпоральное оплодотворение на сумму 150 миллионов долларов в год. В крошечном Израиле примерно столько же замороженных эмбрионов, сколько в Америке. Это может оказать лишь незначительное влияние на уровень рождаемости в Израиле, но это сигнализирует о том, что правительство хочет, чтобы его граждане размножались.
Еще одним объяснением может быть то, что израильские бабушки и дедушки больше склонны помогать, чем их сверстники из многих других богатых стран. Так как Израиль маленький и густонаселенный, бабушка всегда рядом. В одном опросе 83% светских еврейских матерей в возрасте от 25 до 39 лет заявили, что их поддерживают бабушки и дедушки их детей, тогда как среди немецких матерей то же самое сказали только 30%. В Израиле по-прежнему сильна традиционная семейная структура. Во Франции и Великобритании более половины детей рождаются вне брака. В Израиле менее 10%. Сближение показателей рождаемости между израильскими евреями и арабами предполагает, что демография будет иметь гораздо меньшее значение, чем опасались израильские или палестинские националисты. Поскольку ни одна община не завалит другую младенцами, им обоим придется решать, как жить вместе в мире.