По мере того, как отношения со странами Залива теплеют, растет синагога в Дубае
На протяжении веков евреи налаживали социальные отношения и торговали с арабскими соседями из Багдада и Бейрута, но большинство из них были изгнаны или эмигрировали, когда Израиль в 1948 году был основан. Сегодня, когда экономика региона растет, а отношение к Израилю смягчается, община в Дубае основала первую синагогу этого города.
После долгих лет встреч в чужих домах евреи-экспатрианты, работающие в Дубае в таких областях, как финансы, юриспруденция, энергетика и бриллианты – три года назад арендовали виллу в тихом жилом районе для богослужений. Никак не обозначенное здание включает зал для молитв, кошерную кухню и несколько спален для посетителей или членов общины, которые не пользуются транспортом в субботу.
«Мы прошли долгий путь с тех пор, как я впервые начал работать в Дубае 30 лет назад», – говорит Эли Эпштейн, житель Нью-Йорка, который помог найти помещение для синагоги и пожертвовал Тору. «Тогда люди на самом деле говорили мне, что я не должен использовать свою фамилию, потому что она звучит слишком по-еврейски». Выход синагоги из тени отражает потепление отношений между Израилем и правительствами в регионе. Лидеры Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов теперь считают Иран большей угрозой, чем еврейское государство. Это подтолкнуло их к необъявленному союзу с Израилем, и сломало давние табу на прямое общение с ним.
Вместе с Дональдом Трампом, стремящимся к мирному соглашению на Ближнем Востоке, арабские правительства подталкивают палестинцев и Израиль к разрешению их конфликта. В октябре премьер-министр Биньямин Нетаньяху посетил Оман, а два других министра правительства Израиля посетили ОАЭ, несколько дней спустя Нетаньяху публично защищал наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, когда его избегали другие иностранные лидеры после убийства Джамала Хашоги в Турции.
ОАЭ, в частности, стремилась создать образ открытости, ослабляя ограничения на религии, отличные от ислама. Страна назначила министра толерантности, который в ноябре организовал Всемирный саммит толерантности для 1200 мусульман, христиан, индусов, евреев и других людей со всего мира. «Я призываю вас работать вместе, чтобы искоренить недоразумения в отношении разных религий и культур», сказал министр, шейх Нахайан бин Мубарак, делегатам. Плюрализм «должен стать позитивной и творческой силой для развития и стабильности».
Члены синагоги долго просили посетителей не раскрывать свое местоположение и не писать о ее деятельности, а некоторые даже сейчас возражают против того, чтобы открыто говорить об этом. Общественное мнение в ОАЭ решительно пропалестинское; многие люди там рассматривают потепление связей с Израилем как предательство. И немногие в Дубае забыли, что восемь лет назад агенты израильской разведывательной службы «Моссад» убили лидера ХАМАСа – исламистской группировки, которая контролирует Газу – в местном отеле. Но движение ОАЭ к толерантности, подтолкнуло членов общины к выводу, что безопасно постепенно поднимать завесу над синагогой.
«Я бы предпочел не жить как «марран», – говорит Росс Крил, юрист, родившийся в Йоханнесбурге, и лидер группы, ссылаясь на людей в Испании 15-го века, которые тайно соблюдали иудаизм после принудительного обращения в христианство. «Отношение правительства к нашей общине состоит в том, что они хотят, чтобы мы чувствовали себя комфортно здесь, молились здесь и занимались здесь бизнесом». В субботу и еврейские праздники верующие – как правило, несколько десятков из 150 членов общины, а также посетители, начиная от корпоративной элиты до студентов колледжей, собираются на вилле, где из окна можно увидеть минарет соседней мечети.
Хотя у общины нет раввинов, некоторые из них время от времени посещают город. Когда чтение еженедельной главы Торы завершается, глава молящихся произносит традиционное еврейское благословение, приспособленное к местным условиям: «Благословляй и защищай, охраняй и помогай, возвышай, увеличь и возвысь президента ОАЭ, шейха Халифа бин Зайеда и его заместителя, правителя Дубая, шейха Мохаммеда бин Рашида и всех правителей других эмиратов и их наследных князей ». После службы, которая следует ортодоксальной литургии, прихожане говорят молитву киддуш над вином и обычно садятся за трапезу из салатов, запеченного лосося и традиционного рагу, называемого чолнт – вегетарианского, потому что в Дубае нет кошерного мяса.
Синагога получила поддержку от еврейских групп, таких как Центр Симона Визенталя, а также от правительства Дубая и Мохамеда Алаббара, председателя Emaar Properties, строителя 163-этажной башни Бурдж-Халифа. Когда Эпштейн пожертвовал свиток Торы три года назад, он заказал бархатный футляр с арабской надписью, вышитой золотом, и посвятил его Алаббару, которого он знал с тех пор, как они вместе управляли алюминиевым предприятием в 1990-х годах. «В течение десятилетий в арабском мире избегали всего еврейского, и явные признаки еврейства были под запретом», – говорит Ганем Нусейбе, соучредитель консультантов по политическим рискам Cornerstone Global Associates Ltd., который иногда посещает синагогу. «Новое поколение арабов и евреев более культурно воспринимают друг друга».