Новости

Пианист-вундеркинд Норберт Штерн был убит в Аушвице; пьеса племянника напоминает о его гении

4 февраля, 13:00 театр
Поделиться

Роджер Пельцман изображает дядю, которого он никогда не встречал, в своем моноспектакле «Самоотверженность», пишет журналист «The Times of Israel» Мэтт Лебович.

Норберт Штерн, убитый в Аушвице в возрасте 21 года, был известным молодым пианистом, получившим за свои способности медаль от короля Бельгии перед Холокостом.

«К сожалению, мы никогда не сможем узнать, как музыкальный талант Норберта Штерна мог бы расцвести или проявиться в последние годы его жизни, если бы его не убили просто за то, что он был евреем», — заявил Пельцман. «Я должен сделать так, чтобы мир никогда его не забывал».

Музыка Шопена, которую Штерн освоил еще подростком в Бельгии, вплетена в шоу Пельцмана, которому в этом году предстоит дважды совершить турне по Европе. По словам Пельцмана, когда он играет Шопена перед публикой, он «чувствует» присутствие своего дяди.

По оценке Пельцмана, чтобы овладеть Шопеном, требуется «особый темперамент», сочетающий в себе «достоинство, сожаление и щегольство», как он говорит зрителям.

«Мой дядя не собирался заявлять о себе, пока я не стану лучшим», — заметил Пельцман, имея в виду годы обучения игре Шопена. «Играть Шопена — неуловимая специальность, но, если у кого-то она есть, вы это узнаете».

«Теперь я чувствую его, когда играю на пианино. Мне становится грустно», — заявил Пельцман «The Times of Israel». «Я сожалею, что не могу задавать ему вопросы о музыке и технике», — сказал он.

«Но каждый раз, когда я выступаю с «Посвящением», это оживляет мою семью. Нацистам это не удалось», — сказал житель Нью-Йорка Пельцман, чья мать Беатрис приходилась Штерну сестрой.

Впервые представленный на Эдинбургском фестивале «Fringe», моноспектакль в феврале пройдет в Берлине и Брюсселе. В Бельгии постановку в Королевском фламандском театре в Брюсселе спонсирует Государственный департамент США. Он также исполнил «Самоотверженность» в школах северной части штата Нью-Йорк.

«Моя мечта — сосредоточить всю свою энергию на представлении «Самоотверженности» в театрах, школах, церквях, мечетях, университетах — везде, где есть возможность рассказать о все еще существующих ужасах антисемитизма», — заявил Пельцман.

В основе моноспектакля лежит вопрос всей жизни Пельцмана: «Как вы справляетесь, если самое важное событие в вашей жизни произошло еще до вашего рождения?»

«Самоотверженность» берет свое название от развивающихся отношений Пельцмана с дядей, которого он никогда не встречал, но чье наследие и образ наполнили дом его детства.

«Я не испытывал никаких чувств к этим людям, когда рос, видел их фотографии по всему дому», — заметил Пельцман, имея в виду семью своей матери.

Во время нацистской оккупации Бельгии семья Штернов скрывалась на крошечном чердаке в Брюсселе.

Через два года они были обнаружены нацистами и доставлены в Аушвиц-Биркенау, где все они — кроме матери Пельцмана, которой удалось сбежать из укрытия через окно, — были убиты.

«Трагедия моей матери заключалась в том, что она потеряла всю свою семью в 17 лет», — рассказал Пельцман. «Моя трагедия заключалась в том, что я знал, но не знал их», — заметил он.

Хотя большая часть «Самоотверженности» посвящена травмам, унаследованным из прошлого, Пельцман рассказал, что он стал «более счастливым человеком» с тех пор, как через спектакль связался со своей потерянной семьей.

«Возвращение жизни моей семьи было запоздалым актом неповиновения с их стороны — своего рода победой», — заметил Пельцман, который в настоящее время ищет финансирование для постановки моноспектакля за пределами Бродвея.

Что касается массовых убийств, совершенных ХАМАСом 7 октября, и войны между Израилем и ХАМАСом, Пельцман заявил, что не будет менять содержание своего моноспектакля. Однако, по словам драматурга, эту тему можно будет обсудить после его спектаклей.

«Я обязательно изложу свое личное мнение в вопросах и ответах», — заметил Пельцман, который также является продюсером. «Но спектакль останется таким, какой он есть».

«7 октября стало важным напоминанием о нашей общей гуманности и о том, через что пришлось пройти еврейскому народу из-за дезинформации, распространяемой неинформированной и необразованной частью населения», — подчеркнул Пельцман.

После выступлений в США в Центре Холокоста Зекельмана в Детройте Пельцман собирается вернуться в Европу для летних выступлений в Праге, Гамбурге, Кракове и, «возможно, в Киеве», рассказал он.

К Международному дню памяти жертв Холокоста в 2025 году Пельцмана попросили исполнить «Самоотверженность» в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Крупные театры Чикаго, Торонто и Питтсбурга также проявили интерес к постановке «Самоотверженности», рассказал Пельцман, чей спектакль прошлым летом в течение месяца шел в театре Мэрилебон в Лондоне.

Пельцман сказал, что его особенно тронули реакции и комментарии школьников и пожилых зрителей после выступлений в северной части штата Нью-Йорк.

«Во время спектакля всегда можно услышать падение булавки. Сессии вопросов и ответов, которые следуют за каждой «Самоотверженностью», показывают, насколько глубоко спектакль повлиял на аудиторию, в том числе на молодежь», — заявил Пельцман.

«Я считаю, что, гуманизируя еврейский опыт и трагедию, возникшую в результате антисемитизма, я могу оказать глубокое эмоциональное воздействие на аудиторию сейчас и в будущем, возможно, даже большее, чем аргументы и статистика», — заключил Пельцман.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции