Новости

Первая русскоязычная община в Тель-Авиве говорит «да» молодым прогрессистам

5 сентября 2021, 17:00 Израиль
Поделиться

26 августа в фешенебельном районе Сарона в Тель-Авиве собралось более 100 человек, потягивая коктейли, пока саксофонист исполнял им серенаду с сочными тонами мягкого джаза. Красная ковровая дорожка вела к зданию синагоги, которое было возведено в начале 20 века в бывшей колонии немецких тамплиеров, пишет «The Times of Israel».

Прохожие были удивлены, увидев, как яркое событие перешло на улицу. Еще больше они были удивлены, обнаружив, что присутствуют на церемонии открытия синагоги. Поводов для празднования было предостаточно. Четыре года назад, в мае 2017 года, московский районный суд приказал раввину Йосефу Херсонскому, лидеру этой новой паствы, покинуть Россию. Теперь хабадский раввин открыл первую в Тель-Авиве синагогу, специально предназначенную для русскоязычных. В Израиле проживает около 1,2 миллиона человек, репатриировавших из бывших советских республик. По оценке президента России Владимира Путина, это число приближается к 2 миллионам.

В последние годы в еврейском государстве также наблюдается резкий рост репатриации из русскоязычных стран: многие приезжие ссылаются на авторитаризм Путина как на причину своего переезда в Израиль. Херсонский был выдворен из России за «создание иностранной коммерческой организации» без разрешения – обвинение, которое он отрицает, заявляя, что он действовал в качестве консультанта по религиозным вопросам для существующих еврейских организаций. И хотя суд назвал Херсонского угрозой национальной безопасности, он считает, что истинная причина, по которой ему было приказано уехать, была связана с его политическими взглядами на аннексию Крыма Россией в 2014 году. После высылки из России Херсонский, гражданин Израиля, переехал в Тель-Авив и сформировал русскоязычную религиозную общину, объединяющую выходцев из различных течений иудаизма под своим ортодоксальным руководством под названием «Еврейская точка».

Нет веры в старые клише

Начиная с первой постсоветской волны репатриации в Израиль в 1990-х годах, в еврейском государстве существовало мнение, что люди из бывшего Советского Союза являются неевреями, нерелигиозными или антирелигиозными. Эта точка зрения сохраняется, хотя в Израиль в большом количестве перебралось новое поколение русскоязычных, выросшее после распада Советского Союза с иным отношением к религии. Приезд этих молодых людей отражается на росте русскоязычных еврейских общин в Израиле. Например, за последнее десятилетие в Иерусалиме возникли три ортодоксальных русскоязычных еврейских общины – в районах Рамот и Неве Яаков и в синагоге «Нахалат Яаков» в центре города.

Основание русскоязычной синагоги в районе Сарона, в самом сердце светского Израиля, является признаком того, что община покидает традиционные религиозные анклавы. Это также отражает ожидание того, что молодым русскоязычным профессионалам необязательно жить в Иерусалиме, чтобы иметь место для молитвы, когда ими движет дух. «Людям нужна синагога, – заявил Херсонский. «Еврейское образование, сети и мероприятия идеальны, но, если у вас нет синагоги, это, как если бы вы оказались в бурлящем море без якоря. Например, есть много русских евреев, которые называют себя светскими, но в то же время им нужно место, куда они могли бы прийти на Йом-Кипур, Песах, шабат. Этим людям нужна светлая синагога, дом, где их ждут и где улыбаются, где их не ругают за грехи».

По словам историка Каролины Бондарь, идея создания русскоязычной синагоги в фешенебельной Сароне «до недавнего времени казалась невероятной». «Я не думаю, что русскоязычная синагога в Тель-Авиве развеет миф о том, что «русские» в Израиле антирелигиозны», – заметила Бондарь, приехавшая отпраздновать открытие синагоги. «Но она может придать иудаизму, еврейскому образу жизни, суперсовременный образ, основанный на последних тенденциях. Новое поколение не хочет видеть пыльных книжных полок. Молодые россияне хотят видеть раввина, который знает современную музыку, стильно одевается и в то же время остается знатоком священных текстов».

Высокие технологии и мощь

Глава «Еврейской точки» идеально подходит под это описание. Херсонский говорит на языке технологий и интернет-мемов, поддерживает лидера российской оппозиции Алексея Навального и стремится поддерживать форму. Он также специализируется на разработке еврейских образовательных инструментов с использованием социальных сетей и Интернета. Сегодня он разрабатывает платформу искусственного интеллекта, которая ответит на вопросы, которые прихожане обычно задают раввинам. Он в шутку называет этот проект «спасением еврейского народа».

Херсонский запустил краудфандинговую кампанию по аренде «домика в Сароне» в январе этого года. Во время пандемии коронавируса его община собиралась онлайн. Жизнь в условиях строгой изоляции научила Херсонского и его команду оптимизировать свое онлайн – присутствие, что привело к значительному увеличению аудитории: каждый месяц к их контенту обращались 50000 уникальных пользователей со всего мира. Это преданное сообщество всего за 24 часа собрало 20% суммы, которую Херсонский хотел собрать с помощью краудфандинга. В июле раввин объявил об окончании кампании – 748 человек собрали 700000 шекелей (218000 долларов) на аренду и содержание синагоги для русскоязычной еврейской общины.

Херсонский рассказал, что годовой бюджет его общины в размере 1 млн шекелей (312000 долларов) формируется почти исключительно за счет краудфандинговых пожертвований от русскоязычных израильтян и евреев из диаспоры. Среднее пожертвование – 946 шекелей (295 долларов); медиана составляет 200 шекелей (62 доллара). «Я горжусь тем, что наш проект финансировался не на деньги богатых спонсоров», – заявил Херсонский. «Не потому, что это плохо или не ценится. Но потому что, когда каждый вносит свои сто шекелей, мы получаем подлинное социальное сотрудничество. Это настоящее сообщество».

От старой страны к новой

Херсонский родился в еврейской семье в украинском городе Днепропетровске. В 1991 году в возрасте 13 лет он вместе с родителями репатриировался в Израиль. Он окончил религиозную среднюю школу в Кфар-Хабаде, затем учился в ешиве в Нью-Йорке. В 2002 году Херсонский стал раввином Федерации еврейских общин России. Он был пионером русскоязычного еврейского онлайн – присутствия и был первым онлайн – раввином Jewish.ru, всемирного еврейского центра для русскоязычных. В 2008 году он помог основать еврейскую общину «Среди своих» в Москве. Эта община стала широко известна благодаря привлечению молодежи, в основном из деловых и технических кругов.

Многие члены «Еврейской точки» знают Херсонского по Москве. «Ядро нашей общины — это люди, переехавшие в Израиль за последние пять лет», – рассказал Херсонский. «В России они ходили в еврейский детский сад, еврейскую школу или еврейский общинный центр. Иногда я понимаю, что это я учил их Торе в том детском саду или в том общественном центре. Это потрясающее чувство».

Духовность с учетом интересов клиентов

Русскоязычная молодежь, репатриировавшая в Израиль для реализации своих творческих или деловых замыслов, составляет основу «Еврейской точки». Многие из них, например Элина, попросившая использовать только ее имя, считают, что разделение Израиля на религиозную и светскую часть давно устарело. «Если есть евреи, то должна быть синагога», – заявила 26-летняя Элина. «Делить евреев на светских и религиозных неправильно». «Я живу в Иерусалиме и очень хорошо понимаю, насколько важно иметь русскоязычную религиозную общину, чтобы понимать, что такое иудаизм на близком вам языке», – заметила она. «Для Тель-Авива наличие такой общины еще более актуально, поскольку большинство молодых репатриантов из России предпочитают жить в центре Израиля, в Тель-Авиве или поблизости».

Херсонский рассматривает «Еврейскую точку» как посольство русских евреев в Тель-Авиве. В дополнение к традиционным синагогальным молитвам, субботним трапезам и изучению Торы, в синагоге будут проводиться и другие мероприятия, такие как дегустации вин с включенным уроком кошерности или мастер-классы по изготовлению свечей. «Мы – «YouTube» русских евреев, а синагога в Сароне – площадка, где любой человек, не воюющий с Б-гом или иудаизмом, может реализовать свой проект или идею», – отметил Херсонский. Раввин подчеркивает открытость своей общины. Действительно, среди членов «Еврейской точки» есть активисты, борющиеся за права ЛГБТ, и феминистки. «Наша синагога открыта для всех, потому что мы считаем, что можно не соглашаться», – сказал Херсонский. «Я считаю, что иудаизм, как и хорошая одежда, должен быть адаптирован под клиента. Он должен учитывать особенности вашей фигуры, вашей души. Запретить легко, но реальная сила в том, чтобы искать отдельные варианты, которые разрешают, а не запрещают».

По словам Херсонского, открытость идеям и мнениям — это концепция, которая может привести людей к свету иудаизма и Б-га. «Можно сказать, что мы работаем как матрешка наоборот», – пояснил Херсонский. «Сначала человек придет к нам на мастер-класс или лекцию, потом он захочет поработать в коворкинге, а потом он захочет остаться на шабат». Церемония открытия прошла по аналогичной схеме. После легкой музыки с коктейлями и церемонии разрезания ленточки гости, соблюдая ограничения, введенные из-за эпидемии Covid-19, зашли в синагогу, где прослушали лекцию о синагогах Тель-Авива, приняли участие в уроке по изготовлению свечей для Рош а-Шана и провели викторину. В завершение состоялся вечерний молебен.

«Послание, которое я хочу передать людям, которые приходят в нашу синагогу, может показаться парадоксальным», – заявил раввин. «Вы получаете отдавая. Это означает, что вы инвестируете и получаете инвестиции от всех остальных членов общины. Вот почему, когда я приглашаю людей в синагогу, я прошу их стать более процветающими — во всех смыслах этого слова. Я приглашаю людей удивляться. Удивиться и сказать: «Это было фантастически»». «В конце концов, – заметил Херсовский, – синагога — это дом для улыбок. Иногда может не быть миньяна, но всегда должны быть улыбки».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции