Переживший Холокост свидетельствует против бывшей секретарши в концентрационном лагере, поставившей печать на свидетельстве о смерти его отца
83-летний еврей, переживший Холокост, 7 декабря дал показания в суде против немки, которая была секретаршей в нацистском концлагере и поставила печать в свидетельстве о смерти его отца, пишет журналистка «The Algemeiner» Ширин Гермезиян.
Йозеф Саломонович был первым пережившим Холокост, давшим показания на суде над 96-летней Ирмгард Фурхнер, которую обвиняют в соучастии в убийстве 11412 человек в концентрационном лагере Штуттгоф на севере Польши в период с 1943 по 1945 год, обвинение, которое она отрицает. Фурхнер, которую называли «секретарем зла», было 18 лет, когда она начала работать секретаршей у коменданта лагеря. «Нелегко пройти через все это снова. Это моральный долг. Это неприятно», – заявил суду Саломонович, семья которого была из Чехословакии, когда он показал фотографию своего отца, сообщает «Independent». Саломонович сообщил суду, что ему было шесть лет, когда его отец был убит смертельной инъекцией в сердце в Штуттгофе.
Он вспомнил боль от потери отца в таком молодом возрасте и, когда прокурор спросил его, хочет ли он что-нибудь сказать Фурхнер, он заявил: «Возможно, у нее проблемы со сном по ночам». Он также рассказал о том, как нацисты лишили его мать одежды и вещей. И как они побрили ей голову. Саломонович заявил суду, что пережил восемь концентрационных лагерей, Аушвиц, но счел Штуттгоф худшим из них. «Я был классифицирован как «паразит»», – отметил он. «Все, кто не мог работать, были паразитами. Я сел в вагон для скота и, конечно же, не знал, что мы поедем в Аушвиц, или что это был последний раз, когда я видел своего отца. Он поцеловал меня». Саломонович рассказал, что его мать просила, чтобы его перевели из мужского лагеря в женский, чтобы они воссоединились. Они были удивлены, когда привезли его брата. Им троим удалось выжить вместе.
По данным Яд Вашем, в лагере Штуттгоф было убито в общей сложности 65000 человек. Фурхнер утверждала, что ничего не знала о массовых убийствах, происходящих в нацистском концентрационном лагере, но 7 декабря Саломонович заявил журналистам, что она косвенно виновна – даже если все, что она сделала, – это поставила печать в свидетельстве о смерти его отца. Бывшая секретарша, первая женщина за десятилетия, которую судят за преступления, совершенные нацистами, сбежала перед началом слушания дела в сентябре и была объявлена скрывающейся от правосудия еще до ареста.