Отвагу медработников-евреев в Варшавском гетто надо помнить
Хотя евреи, принимавшие участие в восстании в Варшавском гетто ровно 80 лет назад, и другие, узники гетто, созданных нацистами в Польше и по всей Восточной Европе, были убиты или отправлены в концлагеря, работавшие там медицинские работники были «символом победы человеческого духа», — считают израильские исследователи, изучавшие роль врачей – евреев, которые заботились об узниках гетто, как могли, пишет журналистка «The Jerusalem Post» Джуди Зигель-Ицкович.
«Восстание — не единственная демонстрация мужества и силы в борьбе против жестоких нацистских угнетателей. В гетто существовала и другая форма интеллектуального и духовного сопротивления — медицинское сопротивление. Врачи, медсестры и другие медицинские работники оказывали сопротивление. Они не только оказывали разностороннюю и целенаправленную медицинскую помощь обитателям гетто, но и вышли за рамки своих профессиональных обязанностей, начав исследования болезней, вызванных голодом, и основав подпольную медицинскую школу», — написали Мириам Оффер, Ави Ори и их коллеги в ивритоязычном журнале Израильской медицинской ассоциации «Харефуах».
Это исследование называлось «Неоконченная симфония: медицина во время восстания в Варшавском гетто». В гетто было 800 врачей и полмиллиона евреев. Со времени заключения там и во время сопротивления с 19 апреля по 16 мая 1943 г. медицинские работники – евреи даже делали операции, принимали роды и предоставляли пациентам наилучшее лечение, какое только могли. У них даже было оружие. Еще до восстания 500 студентам – медикам были прочитаны курсы по анатомии, физиологии, общественному здравоохранению, гистологии и другим предметам под предлогом того, что они учатся улучшению санитарии. Некоторые сочувствующие польские профессора медицинского факультета Варшавского университета помогали им, переправляя учебники контрабандой, пишут авторы.
В 1942 году они провели исследование на евреях, у которых было достаточно еды для скудной диеты в 800 калорий, что помогло спасти жизни выживших в концлагерях, которых кормили после того, как они едва не умерли от голода. Авторы пришли к выводу, что их вклад в значительной степени забыт, но его следует подчеркнуть для будущих поколений евреев и медицинских работников в целом.