Новости

Отпущение грехов пронацистского режиссера Лени Рифеншталь

17 июня 2018, 09:00 Кино
Поделиться

Через пятнадцать лет после смерти скандального кинорежиссера, предметы из поместья Элен «Лени» Рифеншталь будут выставлены в берлинском музее фотографии. Запланированная выставка, предупреждают некоторые критики, рискует освободить Рифеншталь от ответственности за ее про нацистские фильмы, а также за ее сомнительные действия в военное время.

В 2003 году женщина, когда-то известная как «любимый режиссер Гитлера», умерла в возрасте 101 года. Около 700 ящиков с имуществом Рифеншталь были подарены музею ее секретарем. Теперь кураторы будут иметь доступ к тысячам писем и пленок, относящимся к 1920-м годам. Для недоброжелателей выставки проект является «абсурдной и отвратительной непристойностью», которая прославит «фашистскую эстетику» покойного режиссера и продолжит реабилитацию, которой Рифеншталь не заслуживает.

Рифеншталь была первой женщиной, заслужившей международное внимание в качестве режиссера-постановщика, прославлявшей нацистов в фильмах «Триумф воли» и «День свободы: наш вермахт». Опираясь на свои тесные отношения с Гитлером, Рифеншталь создавала фильмы, которые завораживали немецкую публику и зрителей за рубежом. В «Олимпии», сознательно расистской феерии Олимпийских игр, она стала пионером нескольких методов съемки. Во время тура по США, для рекламы«Олимпии» в ноябре 1938 года, Рифеншталь утверждала, что сообщения о погромах Хрустальной ночи в Германии не были точными.

Она была незамедлительно занесена в черный список большинством руководителей студии, хотя Уолт Дисней провел с ней полдня. Это не помогло ей, потому что Рифеншталь только что удалила имена евреев из титров своего фильма 1932 года «Голубой свет» 1932 года, который она сняла, написала сценарий и где она снялась в роли «симпатичной» горной ведьмы, Юнты. После послевоенной реабилитации Рифеншталь- она никогда не была признана виновной в нацизме союзниками, поскольку заключила секретную сделку с Transit Films и правительственными чиновниками, чтобы получить роялти от своих проектов нацистской эпохи.

Рифеншталь не чувствовала необходимости в «искуплении» по примеру гитлеровского министра вооружений Альберта Шпеера. На склоне жизни Рифеншталь энергично подавала в суд на людей, которые утверждали, что она была нацисткой.

Рифеншталь во время войны

Когда Германия вторглась в Польшу в 1939 году Рифеншталь прибыла на место в качестве военного корреспондента. Когда армия пронеслась на восток, она стала свидетелем казни 30 гражданских лиц в городе Конске, а также убийства евреев, копавших могилу. Сделав фотографии на месте преступления, Рифеншталь позже заявила, что она пыталась остановить казнь, и что она отправилась к Гитлеру, чтобы выразить свое возмущение Через несколько недель после того, как Рифеншталь стала свидетелем казни, она сняла «Парад Победы» Гитлера в Варшаве, в котором ее покровитель смотрел, как его войска маршируют по разбомбленному городу.

Творчество Рифеншталь пересекалось с машиной нацистского геноцида в течение двух лет производства фильма «Долина», о танцовщице, за которой ухаживали два жениха. Для этого проекта режиссер лично отобрала более 100 «статистов» из числа заключенных в концлагерях Австрии рома и синти. После съемок фильма в 1942 году, в котором были использованы десятки этих жертв, они были депортированы в лагерь смерти Аушвиц-Биркенау, где многие из них были убиты. Несмотря на все свои усилия, Рифеншталь не смогла выпустить «Долину» до 1954 года. Десятилетия спустя, в возрасте 90 лет, она договорилась о выпуске видео в рамках «Коллекции Лени Рифеншталь», после ее заявления о том, что она ничего не знала о депортации жертв рома и синти в Аушвиц,

100-летний юбилей режиссера был отмечен иском об отрицании Холокоста против нее, поданным совместно некоторыми из оставшимися в живых детьми, которые использовались в качестве массовки в ее фильме.

«Абсурдная и отвратительная непристойность»

Период возвращения Лени Рифеншталь, начиная с 1960-х годов, включал в себя съемку Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году, а также интервью, в которых она дистанцировалась от Гитлера. Она всегда отрицала, что была антисемиткой или знала об убийстве шести миллионов евреев во время Холокоста. «Никакое антисемитское слово никогда не пересекало мои губы», – сказала Рифеншталь режиссеру Рэю Мюллеру в 1993 году. «Я не бросала атомных бомб. Я никогда никого не предавала. В чем я виновата?»

В то время как Берлинский Музей фотографии еще не объявил о конкретных планах проведения выставки Рифеншталь, команда экспертов изучает содержание 700 дел ее архива. Историки сомневаются в том, что документы дадут новое представление о ее действиях в военное время: Рифеншталь давно бы уничтожила уличающие доказательства.

С 2004 года в музее представлена коллекция фотографий Хельмута Ньютона, еврея, бежавшего из Берлина в детстве в 1938 году. Намного позже, Ньютон пришел полюбоваться фильмами Рифеншталь, и они стали друзьями. Некоторые из их писем друг к другу демонстрируются в музее вместе с фотографиями, снятыми Ньютоном, который был известен в Германии как «Король Отклонений», за то, что он снимал женщин в сексуально провоцирующих сценах.

По словам критиков планируемой выставки Рифеншталь, дружба между Рифеншталь и Ньютоном, фотографом-евреем, не «оправдывает» прославление ее жизни и нацистских фильмов в музее. Показывая предметы из имущества Рифеншталь, музей, – писал один критик, – помогает режиссеру «обмануть» публику еще раз, хотя и посмертно. «Те, кто видит что-либо, восхищающее в работах Рифеншталь, которые погрязли в фашистском содержании и чувствительности, будут снова обмануты, как она, и те, кто ее поддерживал, хотели», написал Брайан Уинстон, журналист и профессор кино в Университете Линкольна в Великобритании, в статье в Guardian. «Это абсурдная и отвратительная непристойность в том, что имуществу любимого режиссера Гитлера должно быть представлено в месте, основанном человеком, который был вынужден бежать из нацистской Германии, потому что он был евреем», – говорит Уинстон.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции