Основатель «WhatsApp» незаметно стал мегадонором еврейских проектов
Боевые действия на Украине называют «WhatsApp-войной» из-за того, что журналисты, солдаты и обычные граждане широко используют приложение для обмена сообщениями, а также из-за его центральной роли в распространении пропаганды, пишет журналист JTA Асаф Шалев.
Между тем, основатель «WhatsApp», еврей, родившийся на Украине, чье детище сделало его одним из самых богатых людей в мире, на протяжении всего конфликта демонстративно хранит молчание. Ян Кум, контролирующий многомиллиардный благотворительный фонд, не произнес ни слова, несмотря на то, что многие другие богатые украинцы и россияне объявили о пожертвованиях на гуманитарную помощь. Но, основываясь на изучении налоговых деклараций, поданных фондом Кума ранее, можно сказать, что не любящий публичности основатель «WhatsApp», приехавший в Калифорнию подростком, больше, чем кажется на первый взгляд, связан с событиями, потрясающими страну, которую он покинул в 16-летнем возрасте.
Его пожертвования, о небольшой части которых сообщалось ранее, включают десятки миллионов долларов еврейским организациям, которые в настоящее время участвуют в оказании помощи в Восточной Европе. Например, с 2019 по 2020 год, последний год, за который имеется налоговая декларация, Фонд семьи Кум пожертвовал около 17 миллионов долларов Европейской еврейской ассоциации. Организации со штаб-квартирой в Брюсселе, которая в марте начала кампанию по обеспечению жильем, едой и одеждой беженцев с войны. Почти весь бюджет организации на 2019 год поступил от Кума. Пожертвовав за тот же период 10,6 млн долларов, фонд Кума также стал одним из самых значительных доноров другой организации, занимающейся оказанием помощи: Федерации еврейских общин СНГ.
Неизвестно, продолжал ли Кум делать пожертвования в 2021 году и позже, потому что его фонд и все прошлые получатели грантов, с которыми связалось JTA, либо проигнорировали просьбы о комментариях, либо отказались отвечать. JTA связалась с более чем дюжиной некоммерческих организаций, некоторые из которых заявили, что фонд запретил им публично признавать пожертвование Кума в качестве условия предоставления финансирования. Из-за секретности его благотворительных пожертвований, а также его личной жизни, действия Кума как филантропа за последние несколько лет остались почти незамеченным. Однако налоговые декларации показывают, что Кум, чье состояние оценивается от 9,8 до 13,7 миллиарда долларов, незаметно стал одним из крупнейших жертвователей на еврейские дела в мире.
Его фонд с 2019 по 2020 год пожертвовал почти 140 миллионов долларов примерно 70 еврейским организациям, работающим в США, Восточной Европе и Израиле. Это соответствует уровню пожертвований крупнейших и самых известных доноров в еврейском мире, таких как базирующаяся в Талсе Семейная благотворительная организация Чарльза и Линн Шустерман, чьи пожертвования направлены в сотни еврейских организаций, включая JTA. При таком уровне пожертвований Кум оказывает огромное влияние на жизнь еврейской общины, но без какой-либо осведомленности общества об этом, хотя обычно подобная осведомленность типична при крупномасштабной благотворительности.
То, что Куму удалось действовать незаметно, неудивительно для профессора истории американских евреев в Университете Темпл Лайлы Корвин Берман, которая пишет о благотворительности. «У нас есть система, которая защищает конфиденциальность доноров и требует минимальных форм отчетности и контроля», — заметила она. «Только зная имя Кума, я могу раскопать налоговые отчеты, чтобы увидеть список грантополучателей — и это предполагает, что фонд распределяет все свои пожертвования напрямую, без использования фондов местных общин в качестве посредников. Судя по существующим правилам, конфиденциальность и автономия донора ценятся выше уведомления общественности».
По словам Корвин Берман, прозрачность финансирования должна быть особенно важна, когда речь идет о еврейских некоммерческих организациях, поскольку их цель — «объединить воедино широкое разнообразие еврейской жизни». «Еврейская общественность должна волноваться, потому что такой крупный спонсор неизбежно может формировать и устанавливать общинные приоритеты», — заметила она. Анализ налоговых деклараций фонда Кума показывает, что больше всего он жертвует на некоммерческие организации, связанные с международным и растущим хасидским ортодоксальным еврейским движением «Хабад-Любавич», зародившимся в Восточной Европе.
«Хабад», который предоставляет религиозные и гуманитарные услуги в отдаленных еврейских общинах, проводит целый ряд текущих мероприятий в регионе. Одним из главных хабадских получателей грантов, является некоммерческая организация, известная как Московский еврейский общинный центр. Поскольку она классифицируется как религиозная организация, Московский еврейский общинный центр освобожден от подачи документов с подробным описанием своей миссии, руководства или финансовой деятельности, как это требуется от других видов некоммерческих организаций.
Но обзор записей налоговой службы показывает, что типичное пожертвование организации от Кума варьировалось от 15000 до 55000 долларов в течение нескольких лет, пока в 2019 году картина не изменилась. Именно тогда фонд Кума выделил некоммерческой организации 3,3 миллиона долларов. В 2020 году он дал 5,7 миллиона долларов. Никто из тех, с кем связывалась JTA, официально не говорил о мотивах Кума, но «Хабад» популярен среди евреев, выросших в бывшем Советском Союзе. «В своей работе, методах работы и философии «Хабад» был очень радушным и полезным для русскоязычных евреев», — заявил консультант доноров и благотворительных организаций и президент Национального музея американской еврейской истории Миша Гальперин, выросший в Советском Союзе.
Историк советского еврейства Джошуа Таппер, написавший об успехе «Хабада» в этой демографической группе, заявил, что движение предлагает привлекательную идею для людей, чья еврейская идентичность подавлялась советскими властями. «Риторика «Хабада» заключается в том, что наше движение зародилось здесь, мы пережили многие десятилетия подполья, в советской глуши, «обходясь своим умом, своим религиозным рвением и верой в Бога, и теперь мы вернули себе законное место лидера русскоязычного еврейства», — рассказал JTA Таппер, аспирант Стэнфордского университета и бывший журналист JTA.
Пожертвования Кума не ограничиваются «Хабадом» или даже религиозными организациями. Он также является крупным спонсором израильской системы здравоохранения, делая подарки «Хадассе» и американским организациям по сбору средств для различных израильских больниц. Он также жертвует миллионы еврейским учреждениям в районе залива Сан-Франциско, таким как семейный еврейский общинный центр «Ошман» в Силиконовой долине. Налоговые отчеты также показывают, что именно он был анонимным спонсором постройки нового центра стоимостью 3,5 миллиона долларов для русскоязычной еврейской общины Сан-Франциско. По крайней мере, некоторые из его пожертвований отражают его правые политические взгляды на Израиль.
Пожертвования в размере 600000 долларов пошли в «Фонд оперативной группы Маккавеи», организацию, основанную покойным мегадонором-республиканцем Шелдоном Адельсоном для поддержки защиты интересов Израиля в кампусах колледжей. Фонд также выделил 6 миллионов долларов «Друзьям Города Давида», американскому подразделению по сбору средств организации «Элад», пытающейся расширить еврейские поселения в некоторых частях преимущественно арабского Восточного Иерусалима, и 175000 долларов в Центральный фонд Израиля, который был обвинен в поддержке воинствующих экстремистов в Израиле.
Единственные крупные нееврейские пожертвования фонда Кума пошли двум университетам: 1 миллион долларов в Фордхэм в 2020 году и около 41 миллиона долларов в Стэнфорд с 2017 года. Его близость к этим учреждениям несколько удивительна, учитывая, что единственный университет, который посещал Кум, — это государственный университет Сан-Хосе, который он бросил, чтобы сосредоточиться на своей первой крупной работе в сфере технологий в «Yahoo». История Кума — это реальная история о том, как иммигрант выбился «из грязи в князи». Он приехал в Соединенные Штаты без всего, стремился улучшить свою судьбу, много работал и стал сказочно богатым, разработав продукт, которым ежедневно пользуются миллиарды людей.
Поскольку он дал очень мало интервью, большую часть того, что известно о его жизни, можно почерпнуть лишь из нескольких источников, в первую очередь из статьи в «Forbes», написанной, когда он и его партнеры продали «WhatsApp» компании «Facebook» (компания «Facebook», сменившая название на «Meta», признана в РФ экстремистской организацией) за 22 миллиарда долларов в 2014 году.
Кум вырос на окраине Киева в городе Фастов. В 1992 году, после распада Советского Союза и среди политических беспорядков и антисемитской напряженности, подросток Кум, его мать, иммигрировал в Маунтин-Вью, штат Калифорния, и начал жить в квартире с двумя спальнями, предоставленной штатом. Его отец остался на Украине и умер в 1997 году. Они получали талоны на продовольствие, так как его мама зарабатывала деньги присмотром за детьми, а сам Кум подметал полы в продуктовом магазине. Вскоре у его матери был диагностирован рак, что дало семье право на выплаты по инвалидности. Она умерла в 2000 году, оставив Кума сиротой в 24 года.
Его самообразование в области компьютерных сетей привело его к контакту с зарождающимся миром стартапов в Силиконовой долине, и в конце концов он пошел работать в «Yahoo» со своим будущим соучредителем «WhatsApp» Брайаном Эктоном. Они покинули «Yahoo» в 2007 году, чтобы взять творческий отпуск, который они провели, путешествуя по Южной Америке и играя в «Ultimate Frisbee». По иронии судьбы каждый из них подал заявку на работу в «Facebook», но получил отказ. В 2009 году «iPhone» был запущен совсем недавно, а «AppStore» было всего семь месяцев. Кум увидел возможности в этом новом мобильном направлении и начал обсуждать эти идеи с членами русскоязычного сообщества Сан-Хосе. В течение двух лет после запуска «WhatsApp» стал одним из самых загружаемых приложений во все еще зарождающемся мире приложений, предлагая бесплатные зашифрованные тексты, телефонные звонки, видео и другой контент.
Компания очень быстро росла, и к началу 2013 года у «WhatsApp» было 200 миллионов активных пользователей и 50 сотрудников. Невзрачный стартап, работающий в неприметном здании без единого логотипа, привлек внимание Марка Цукерберга. После затяжных переговоров Цукерберг уговорил Кума и Эктона согласиться на продажу, и «Facebook» купил «WhatsApp» за 22 миллиарда долларов наличными и акциями в 2014 году. По инициативе Кума трое подписали сделку, стоя возле здания, в котором раньше располагалось агентство социального обеспечения, где Кум получал талоны на питание. Кум остался в компании, войдя в совет директоров «Facebook», но в 2018 году объявил, что уходит в отставку.
В год, когда Кум продал «WhatsApp», он перевел 556 миллионов долларов в Фонд сообщества Силиконовой долины, благотворительную организацию, которая распределяет деньги от имени доноров. Куда ушли эти деньги, неизвестно. Но в следующем году Кум основал свой собственный фонд, и с помощью отчетов фонда стало немного более понятно, чем занимается Кум. Он вложил в фонд акции «Facebook» на сотни миллионов долларов, создав фонд, капитал которого в 2020 году оценивались более чем в 2 миллиарда долларов. Хотя налоговые декларации с подробным описанием его пожертвований за прошедший год еще не доступны, требование закона о том, чтобы фонд ежегодно распределял не менее 5% его активов каждый год предполагает, что с тех пор его благотворительные пожертвования только увеличились.
Действия Кума продолжают традицию пожертвований евреев из бывшего Советского Союза, а также недавнюю волну благотворительности, вызванную «новым богатством» в обществе. Директор UJA FSU, подразделения «UJA-Federation of New York», специализирующегося на евреях бывшего Советского Союза, Лена Кацнельсон отметила, что у этой общины есть более чем 30-летняя история благотворительности. Гальперин, тем временем, отметил, что Кум не единственный донор в том, что он характеризует как волну русскоязычных евреев, разбогатевших на технологиях и в других сферах. Он привел в пример уроженца России Евгения Фуксмана, который рано присоединился к «WhatsApp», чтобы работать инженером-программистом. И основал фонд, который в 2020 году сделал пожертвования на сумму около 1,1 миллиона долларов, а также Макса Левчина, соучредителя «PayPal», родившегося на Украине и делающего пожертвования на различные еврейские проекты, но не через специальный фонд. «Этому поколению потребовалось время, чтобы остепениться, чтобы стать меценатами», — заметил Гальперин.
Он добавил, что среди всех евреев эта группа имеет особую историю, которая побуждает многих прежде всего делать пожертвования на еврейские проекты. «Это потому, что для многих из них акт выезда из Советского Союза и переезда в Израиль, Соединенные Штаты или Канаду во многом связан с их еврейской идентичностью», — заявил он.