«Оскар» Полански расколол элитарный мир французского кино
Мир французского кино, одного из столпов культуры страны, оказался резко разделен после того, как Роман Полански получил премию «Сезар», французского эквивалента «Оскара», в номинации «Лучший режиссер».
Вечером 28 февраля несколько актрис покинули церемонию награждения франко‑польского режиссера, который до сих пор находится в розыске в Соединенных Штатах после того, как в 1977 году признался в изнасиловании 13‑летней девочки. Нынешняя награда была расценена как пощечина жертвам сексуального насилия и участницам кампании #MeToo, которые боролись за признание во Франции.
86‑летний Полански предпочел держаться подальше от мероприятия: он сказал, что боялся «феминистского линчевания».
29 февраля Урсула Ле Менн, активистка организации Osez le Féminisme («Смей быть феминисткой»), которая организовала акцию протеста рядом с местом проведения церемонии, сказала, что это награждение показало: в мире французского кино ничего не изменилось. «Показное сочувствие — это фасад <…> Нет реального изменения менталитета», — сказала она. Фильм Полански «Офицер и шпион», посвященный делу Дрейфуса, был номинирован на 12 «Сезаров», и получил три (два других — за лучший адаптированный сценарий и лучший дизайн костюмов). Но именно решение назвать его лучшим режиссером вызвало наибольшее возмущение. «Полански изобразил себя как Дрейфуса, жертву, и использовал свой фильм для собственной защиты. Женщинам, у которых хватило смелости высказаться о жестоком обращении, от которого они страдают, очень тяжело видеть этого человека награждаемым, — сказала Ле Менн. — Мы просим женщин выйти и высказаться, а они видят, что для агрессоров не только нет никаких последствий, но их даже прославляют».
Актриса Адель Энель, которая в прошлом году призналась, что в детстве подвергалась сексуальному насилию со стороны другого режиссера, кричала «Позор!», когда уходила с церемонии. За ней последовали другие, в том числе режиссер Селин Скьямма. Ведущая церемонии, Флоренс Форести, также не вернулась, чтобы закрыть мероприятие. Форести написала в своем твиттере, что ей «было противно». Алексис Пулен, французский журналист, сказал, что многие во Франции чувствуют то же самое: «Многие люди во Франции испытывают отвращение. То, что произошло вчера, было неправильно, и я всегда говорил это. Я думаю, это несправедливо, что Полански получает все эти почести. Присуждение премии Полански было настоящим вызовом. Над фильмом работали многие люди, не только он. Вручение ему премии как бы защищает его — оно говорит, что вы не можете до него добраться, и французская киноэлита будет держаться вместе: это как банда киношников, а он — крестный отец». «Эта церемония говорит жертвам: “Мы не хотим вас слышать, вы — ничто, мы вам не доверяем”», — добавил Пулен.
Фильм рассказывает о преследовании в 1890‑х годах офицера французской армии, еврея Альфреда Дрейфуса, осужденного по сфабрикованному обвинению в государственной измене. В интервью, подготовленном с целью продвижения фильма, Полански признавался, что видит себя похожим на Дрейфуса: «Я знаком со многими образцами аппарата преследования, показанного в фильме… Я вижу ту же решимость отрицать факты и осуждать меня за вещи, которых я не делал. Большинство людей, которые преследуют меня, меня не знают и ничего не знают об этом деле».
Пулен заявил, что награждение выявило глубокую проблему во французском обществе. «Полански сбежал и нашел убежище во Франции. Во Франции мы принимаем насильников в бегах, потому что они творцы. Это проблема французского общества». Как уже было сказано, Полански признал изнасилование 13‑летней Саманты Гейли, после того как более серьезные обвинения в его отношении были сняты в рамках сделки о признании вины. В ожидании приговора он бежал из США. Франция отказалась выдать его. С тех пор в отношении режиссера, который прославился своим фильмом «Ребенок Розмари», был выдвинут ряд и других обвинений в сексуальном насилии. Последний раз это произошло в ноябре 2019 года, когда французский фотограф Валентин Монье обвинила Полански в изнасиловании, якобы произошедшем в 1975 году, когда ей было 18 лет, в его шале в Гштааде, Швейцария. Полански опроверг обвинения.
29 февраля он получил поддержку от философа Бернара‑Анри Леви, который написал в твиттере: «То, что #Сезар ждал, пока #Полански отсутствовал и не мог ответить, чтобы высмеять его, унизить его, раздуть отвращение и зайти так далеко, чтобы отказаться произносить его имя, это многое говорит о том, где были настоящие “несчастные” вчера вечером».