Новости

Ортодоксальные евреи Антверпена бросают вызов прогнозам о собственной судьбе, ситуация с пандемией на удивление хорошая

25 июня 2020, 12:00 коронавирус
Поделиться

Большинство из приблизительно 20000 ультраортодоксальных евреев в Антверпене, Бельгия, живут рядом друг с другом в центральном районе, на примерно 20 узких улицах, которые граничат с главной железнодорожной станцией города. В то время как многие ортодоксальные общины по всему миру боролись во время пандемии коронавируса, чтобы собрать миньян – группу из 10 и более верующих, которые, согласно еврейскому закону, должны произносить определенные публичные молитвы, – многие евреи Антверпена разработали свой метод для этого: они собирались на балконах своих квартир.

В течение многих месяцев соседи-евреи читали молитвы, стоя на балконах. Временами шум был настолько громким, что соседи-неевреи жаловались в полицию, сообщает «The Gazet van Antwerpen». Некоторые даже поместили свиток Торы во внутреннем дворе, видимом из сотен квартир в том же квартале, рассказал раввин Пинхас Корнфельд, генеральный секретарь «Махшике Хадас», главной религиозной общины Антверпена. «На моей улице только три миньяна», – говорит Корнфельд. «Конечно, я скучаю по синагоге, это место размышлений, социального взаимодействия, сопричастности. Но эти балконные миняны сохраняют ритм жизни, и возможность молиться». Эта уникальная обстановка может стать одной из причин, по которой православная община города избежала катастрофы во время эпидемии коронавируса, которой она опасалась.

В марте община прогнозировала, что 85% ее членов могли заразиться коронавирусом из-за тесного соседства и частых социальных взаимодействий, и что более 500 человек могли умереть. Общинное табу о борьбе с вирусом, который некоторые называли бичом секулярного мира, усилило опасность. Тем не менее, еврейская община Антверпена пережила пандемию, в результате которой погибло около 10000 их соотечественников, что дало Бельгии самый высокий в мире показатель смертности от Covid-19 на душу населения (после страны-карлика Сан-Марино) – на удивление хорошо. Сегодня лишь 11 человек из еврейской общины города скончались от этой болезни, все они были в преклонном возрасте или страдали от ранее существовавших медицинских проблем, сообщили JTA лидеры общины.

Члены общины считают, что распространение вируса остановило ответственное руководство их раввинов и дисциплина их последователей в выполнении приказов. «Нам повезло, что у нас есть раввины, которые давали четкие инструкции, и члены общины, которые слушали», – говорит Шломо Стро, 38-летний общественный активист и отец семерых детей. Но сначала казалось, что происходит обратное. На собственный мрачный прогноз общины повлиял тот факт, что некоторые ее члены, казалось, пренебрегали правительственными инструкциями изолироваться и воздерживаться от групповых молитв. В какой-то момент Шмули Маркович, глава аварийно-спасательного подразделения еврейской общины «Хацоле», отправил многим антверпенским евреям послание по WhatsApp, убеждая их соблюдать правила. «Люди толкаются, и они приводят с собой своих детей, и это должно прекратиться», – писал он в сообщении. Община вначале также преуменьшала опасность вируса. «Люди называют это «болезнью» или говорят, что они «заболели», но там есть табу, стигма и чувство стыда», – говорил JTA в апреле Мартин Розенблюм, врач с несколькими пациентами-харедим. «Это означает, что некоторые люди, зараженные вирусом, ждут, пока им не станет совсем плохо, прежде чем они попытаются получить помощь». Но община приняла быстрые меры после прогноза уровня смертности, введя строгие меры социального дистанцирования, которые включали закрытие всех синагог 13 марта – за пять дней до того, как федеральные власти наложили общенациональный запрет. «Это всего лишь несколько дней, но с пандемией, которая растет в геометрической прогрессии, это был решающий первентивный шаг», – отметил Стро, который принимал участие в процессе принятия решения, во главе которого стояли главный раввин города Аарон Шифф и бейт-дин, или раввинский суд города.

По словам Клода Мариновера, старейшины, отвечающего, среди прочего, за взаимодействие с городскими властями, заставить ортодоксальную еврейскую общину Антверпена придерживаться социального дистанцирования было «постепенным процессом». «Сначала был некоторый отпор» со стороны отдельных членов общины против закрытия синагог, отмечает Мариновер, который является верующим иудеем, но не ортодоксальным. Но «по мере того, как масштабы пандемии увеличивались — и особенно в Бельгии, где от коронавируса умерло около 10 000 человек, сотрудничество становилось все более тесным». «Когда раввины дали строгие инструкции против проведения публичных собраний, это было принято всеми», – говорит он.

Михаэль Фрёлих, ортодоксальный еврей, представляющий Антверпен в парламенте Бельгии, также приписывал низкий уровень смертности среди евреев сочетанию раввинского руководства и строгого контроля со стороны властей. Вместе, сказал он JTA, «это означало, что мы были спасены от катастрофы». Усилия не всегда были легкими. 15 марта более 20 учеников ешивы, религиозной семинарии, забаррикадировались в синагоге, когда полиция попросила их выйти и поддерживать социальную дистанцию, сообщает HLN. В конце концов они позволили полицейским войти. Десятки штрафов были выписаны людям из ортодоксальной общины за то, что они не остались дома, или за то, что они собирались для миньянов или в продуктовых магазинах, – рассказал JTA один из членов общины на условиях анонимности. Источник добавил, что в усилиях по обеспечению социального дистанцирования лидировала полиция, а не раввины.

«Истинная причина, по которой мы спаслись от многих смертей, — это очень строгие указания со стороны властей и строгое соблюдение правил полицией», – отметил источник. «Так что да, раввины сыграли свою роль, но только после того, как у них не оказалось другого выбора». Другие влиятельные раввины во всем мире были менее последовательны в своих сообщениях членам общины.

Раввин Хаим Каневский, израильский лидер евреев-литваков в этой стране и за ее пределами, приказал ультраортодоксальным школам в Израиле игнорировать приказы Министерства здравоохранения о закрытии 18 марта. Он приказал закрыть эти школы только 29 марта. Другие издавали распоряжения о социальном дистанцировании, которые часто игнорировались, в том числе в лондонском районе Стэмфорд-Хилл, где многие ортодоксальные члены общины имеют тесные семейные связи с членами общины Антверпена. Как и в Соединенных Штатах, полиция в Соединенном Королевстве неоднократно вмешивалась, чтобы разогнать собрания ортодоксальных евреев, в том числе на свадьбах и коллективных молитвах. Другим фактором, который помогал евреям Антверпена, было их единство.

Как объяснил Стро, Стэмфорд-Хилл «слишком большой» со слишком большим количеством отдельных течений иудаизма. Было сложнее договориться. «В Антверпене также есть периферийные общины, такие как сатмарская и другие, но все они недостаточно велики, чтобы действовать в одиночку», – сказал Стро. Раввин Корнфельд говорит, что расположение и демография еврейской общины Антверпена, безусловно, помогают поддерживать моральный дух, а также облегчают членам общины соблюдение мер социальной дистанции и помогают переживать закрытие синагог. Как правило, видный член общины или местный кантор из квартала читает вслух свиток Торы. Десятки евреев, живущих в соседних домах, молились с балконов вместе с читающим. Хотя некоторые жаловались на шум, жительница района Барбара Питерс сказала «The Gazet van Antwerpen», что ей нравятся балконные молитвы. «Обычно мы ходим на концерты, а теперь устраиваем их у себя во дворе», – замечает она. «Интересно послушать то, что обычно происходит только в синагоге».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции