Опубликованный меморандум свидетельствует о поддержке Израилем закона, запрещающего евреям входить в руководство Боснии
В прошлом месяце еврейские лидеры в Сараево присоединились к осуждению предлагаемого закона, который может еще больше отдалить евреев и другие меньшинства от политической власти, пишет журналист JTA Дэвид И. Кляйн.
Теперь просочившийся документ из посольства Израиля в Тиране, Албания, которое также обслуживает Боснию и Герцеговину, показывает, что израильское правительство поддерживает скандальный закон. «Готовность и предложения хорватской стороны, которые поступили в ходе переговоров об изменениях в избирательном законодательстве, приветствуются», – говорится в израильском меморандуме, о котором стало известно 8 августа. В то время как большинство партий, построенных на национальной основе, поддерживают это предложение, многие видные боснийские политики этого не делают, и утечка информации вызвала политическую бурю. «Трудно понять, как официальная политика государства Израиль может заключаться в том, чтобы приветствовать дискриминацию евреев из-за невозможности занимать должности в Боснии и Герцеговине», – заявила министр иностранных дел Боснии Бисера Туркович, сообщает «Haaretz». «Предлагаемый закон о выборах укрепит нынешнюю дискриминационную систему по отношению к меньшинствам в Боснии». «Мы можем с уверенностью сказать, что это нанесло ущерб имиджу Израиля среди боснийского населения», – заявил бывший министр энергетики Боснии Реуф Байрович.
Наиболее громко этот план поддержал Драган Чович, глава Хорватского демократического союза (ХДС), хорватской политической партии в Боснии. Милорад Додик, боснийско-сербский член трехстороннего Президиума страны, и его партия SNSD также выиграют от нового закона. И Чович, и Додик также являются откровенными сторонниками Израиля. В том же меморандуме посольство Израиля также выразило благодарность за принятие Боснией определения антисемитизма IHRA в прошлом месяце — шаг, на котором настаивали и Чович, и Додик, — а также за удаление названий улиц в честь нацистских деятелей и местных коллаборационистов времен Второй мировой войны в городе Мостар.
«Государство Израиль поддерживает недавние шаги, предпринятые различными институтами Боснии и Герцеговины, которые приносят пользу всем ее гражданам и еврейской общине, и надеется, что эти шаги являются выражением позитивной тенденции», – говорится в меморандуме. Однако и Чович, и Додик подверглись критике за отрицание зверств, совершенных представителями этнических групп во время боснийской войны, включая геноцид в Сребренице, который произошел в районе, находящемся под юрисдикцией Додика, в анклаве боснийских мусульман в Республике Сербской. Човича также обвиняли в том, что он отдавал приказы об использовании рабского труда из тюрьмы на фабрике в Мостаре, которой он руководил в 1990-х годах. Он опроверг это утверждение, но представители выживших в лагере написали послу Израиля в Албании Ноа Галу Гендлеру письмо, в котором раскритиковали его за поддержку предложения Човича.
«То, что правительство Израиля выходит и говорит об этом, на мой взгляд, безумие. Это воспринимается как то, что Израиль встал на сторону людей, которые хотят, чтобы Босния пропала, ультраправых отрицателей геноцида», – заметил Байрович. Израиль в конечном счете предложил разъяснить свою позицию после того, как Туркович направила дипломатический запрос об этом. «Посольство Израиля в Тиране, которое также отвечает за Боснию и Герцеговину, опубликовало документ, в котором выражает поддержку сохранению прав еврейской общины в стране. Документ был отправлен после местной инициативы по изменению закона о выборах и опасений, что последствия обсуждения этого изменения могут нанести ущерб этим правам», – говорится в заявлении посольства Израиля. В нем не уточнялось, каким образом законопроект позволит сохранить права евреев в Боснии.
В соответствии с избирательной системой Боснии, которая была создана в конце жестокой войны в балканском государстве после распада Югославии в 1990-х годах, политические должности высокого уровня распределяются поровну между тремя основными народами: боснийцами, сербами и хорватами. В результате евреи и другие национальные меньшинства, которые не входят в эти три группы, не могут баллотироваться на должности, начиная от поста члена Президиума и заканчивая верхней палатой парламента Боснии — Палатой народов, — а также на бесчисленные другие местные должности. Хотя в Боснии и Герцеговине проживает всего около 900 евреев, большинство из которых проживают в Сараево, по оценкам, по меньшей мере 400000 жителей страны, в том числе 60000 рома, лишены возможности занимать высокие политические посты в рамках этой системы.
В рамках мирного соглашения, положившего конец войне 1990-х годов, правительство Боснии также контролируется Верховным представителем, неизбранным должностным лицом, традиционно назначаемым Европейским союзом, которое обладает широкими полномочиями. В прошлом месяце Управление Верховного представителя предложило новый закон, который перераспределит этнических представителей между кантонами или округами страны. Ранее каждый кантон избирал представителя от каждой этнической группы; новая система позволит переместить этнических представителей из кантонов с менее чем 3% данной этнической принадлежности в другой кантон с большинством, укрепив их власть в этих районах.
В середине 2000-х годов Якоб Финчи, президент боснийской еврейской общины, и Дерво Сейдич, лидер рома в Боснии, оспаривали политическую систему Боснии в жалобе в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Суд вынес решение в их пользу, установив получение полных политических прав меньшинствами в качестве требования для выдвижения кандидатуры Боснии в качестве государства-члена ЕС, но за годы, прошедшие с момента вынесения решения, не было достигнуто никакого прогресса в реализации этих прав.
Спустя почти 30 лет после окончания боснийской войны многие граждане также считают, что эпоха, когда местная политика разделена по этническому признаку, должна уйти в прошлое, и что целью должно быть движение к гражданской национальной идентичности как «босно-герцеговинцев», наряду с членством в ЕС. Предлагаемый законопроект послужит дальнейшему укреплению существующей системы, отдаляя Боснию от принятия в ЕС.
Несмотря на размолвку, Израиль и Босния и Герцеговина поддерживают относительно теплые отношения с тех пор, как страна с мусульманским большинством населения была провозглашена независимым государством в 1992 году.