«Они стерли прошлое»: попечители главного голливудского музея задают вопрос об отсутствии там материалов о кинематографистах-евреях
Некоторые видные члены и спонсоры Академии кинематографических искусств и наук США задаются вопросом, почему пионеры Голливуда из числа евреев, которые помогли создать голливудскую индустрию, не представлены в ее новом музее в Лос-Анджелесе, пишет журналистка «The Algemeiner» Ширин Гермезян.
Генеральный директор Антидиффамационной лиги Джонатан Гринблатт, присутствовавший на гала-вечере открытия Музея киноакадемии 25 сентября, в недавнем интервью журналу «Rolling Stone» назвал подобное отсутствие «заговором молчания, и это глубоко огорчает». «Я надеялся, что любая честная историческая оценка киноиндустрии — ее истоков, развития, роста — будет включать роль, которую евреи сыграли в создании индустрии с нуля», — добавил он. «Оказавшись там, я буквально повернулся к человеку, с которым был там, и сказал ему: «Где евреи?» Это упущение было вопиющим».
Нил Гэблер написал в предисловии к своей книге 1988 года «Их собственная империя: как евреи изобрели Голливуд», что американская киноиндустрия была «основана и более 30 лет управлялась евреями из Восточной Европы». Он добавил: «Не было никаких препятствий, налагаемых более престижными профессиями и более прочно укоренившимся бизнесом чтобы не допустить евреев и других нежелательных лиц». Среди еврейских отцов-основателей Голливуда были соучредитель «Paramount Pictures» Адольф Цукор, основатели «Warner Bros» Гарри и Джек Уорнер, соучредитель «Universal Pictures» Карл Леммле, соучредитель «Columbia Pictures» Гарри Кон и соучредители MGM Сэм Голдвин и Луи Б. Майер. Израильско-американский медиамагнат Хаим Сабан, который вместе со своей женой Шерил сделал крупнейшее пожертвование музею — подарок в размере 50 миллионов долларов, — заявил журналу «Rolling Stone», что пара «твердо верит, что вклад евреев в киноиндустрию с момента ее основания до сегодняшнего дня должен быть подчеркнут». «Мы поделились своей точкой зрения с руководством музея Академии и ценим, что они серьезно относятся к нашим отзывам», — заметил он.
Некоторые меценаты подумывали о том, чтобы отказаться от будущих финансовых взносов в учреждение, а один член Академии, который предпочел остаться неназванным, заявил: «Мы покинули музей с впечатлением, что киноиндустрия была создана 10 лет назад. Они стерли прошлое. И я нахожу это ужасным».
Экспонаты музея включают ретроспективу японского аниматора Хаяо Миядзаки; трехэтажную выставку «История кино» о кинематографистах и их творчестве; экспозицию докинематографических устройств из коллекции Ричарда Бальцера; и еще одну, которая освещает пейзаж горы Рашмор в фильме Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад». В этом году открывается новая выставка под названием «Возрождение: черное кино 1898–1971», посвященная истории кинематографистов-афроамериканцев.
По данным журнала «Rolling Stone», в музее «скудное упоминание пионеров Голливуда из числа евреев», за исключением режиссера «Бульвара Сансет» Билли Уайлдера. Один из шести «Оскаров», выигранных Уайлдером, выставлен с небольшим плакатом, в котором говорится, что он бежал из нацистской Германии из-за своей религии. «Выводя отцов-основателей за ворота, они сделали громкое заявление», — заметил генеральный директор «Triller» и член Академии Райан Кавано. «Как внук переживших Холокост, я просто шокирован тем, что они стерли вклад группы, которая столкнулась с жестким антисемитизмом. Они не могли получить банковские кредиты, они не могли владеть домами в Лос-Анджелесе. И все же они создали эту отрасль, которая является основой экономики Лос-Анджелеса и затрагивает людей по всему миру». «Вместо «Посмотрите, что они смогли сделать», это просто стерто», — добавил Кавано. «Это противоречит всему, за что, по словам представителей нашей отрасли, они выступают».
Инсайдер, знакомый с процессом принятия решений для музейной программы, указал, что не было желания дать отпор подобному развитию событий, сказав: «Многие люди, которые могли бы усерднее бороться за представительство евреев, просто «залегли на дно»».
В декабре музей запустил шестинедельную серию фильмов под названием «Вена в Голливуде: эмигранты и изгнанники в студийной системе», где представлены преимущественно режиссеры-евреи, «которые приехали в Голливуд в 1930-х и 1940-х годах, спасаясь от преследований со стороны нацистской партии и роста антисемитизма в Европе». В аннотации сериала музей признает, что киноиндустрия США была «построена еврейскими иммигрантами». Директор и президент музея Билл Крамер рассказал журналу «Rolling Stone», что он разговаривал с членами Академии и донорами, которые выразили обеспокоенность по поводу отсутствия еврейского представительства в музее. Он заявил, что в следующем году музей откроет экспозицию, посвященную отцам-основателям Голливуда из числа евреев, и, хотя первоначально она планировалась как временная инсталляция, теперь она станет первой и единственной постоянной экспозицией музея. «Представительство очень важно для нас, в том числе для наших основателей-евреев», — объяснил он. «Если мы не говорим о них достаточно подробно или более заметно, мы хотим это услышать и мы хотим ответить на это. Мы слышали эти заявления, и мы это понимаем. И мы действительно счастливы, что можем внести изменения, и собираемся идти по правильному пути».
Сид Ганис, почетный попечитель музея, сказал, что не видит проблем с нынешним набором экспонатов и «немного удивлен» возмущением. «У нас есть музей, который охватывает более 100 лет этой отрасли», — заявил он. «И да, мы не добрались до демонстрации истории происхождения, но мы добрались до премьеры с тем, что имело отношение к аудитории, для которой мы работали, и что нужно было включить. У меня есть друзья, которые говорили мне: «Где евреи?» Это в глазах смотрящего. Они есть, и очень скоро они станут более заметными».
Музей Академии — крупнейший музей в США, посвященный искусству, науке и художникам кинематографа. Его миссия состоит в том, чтобы способствовать «пониманию, чествованию и сохранению кино посредством инклюзивных и доступных выставок, показов, программ, инициатив и коллекций». Его руководящие принципы включают усилия, направленные на то, чтобы «осветить прошлое, настоящее и возможное будущее кино и Академии», а также «принимать разнообразие и быть радикально инклюзивным».