Олимпийская чемпион Израиля вызвал споры о еврейской идентичности
Артем Долгопят исполнил мечту всей жизни, выиграв золотую медаль на Олимпийских играх в Токио. Но дома, в Израиле, его надежды на обмен золотыми обручальными кольцами со своей девушкой кажется несбыточной мечтой, пишет «Israel Hayom».
Израильский гимнаст украинского происхождения был провозглашен национальным героем за завоевание второй в истории Израиля золотой медали, первой в спортивной гимнастике. Но празднование было испорчено после того, как его мать посетовала, что власти страны не позволят ему жениться, потому что он не считается евреем согласно галахе. «Государство не позволяет ему жениться», – заявила 1 августа в интервью «Радио 103FM» мать Долгопята, Анджела. Ее комментарии были остро восприняты в стране, которая неоднократно боролась за то, чтобы сбалансировать вопросы религии и государства с тех пор, как она была основана как убежище для евреев 73 года назад.
Согласно «Закону о возвращении», любой, у кого есть хотя бы один еврей среди дедушек и бабушек, имеет право на израильское гражданство. Но если отец Долгопята еврей, то его мать – нет. Согласно галахе или еврейскому религиозному закону, чтобы считаться евреем, нужно чтобы мать была еврейкой. Это несоответствие привело к тому, что десятки тысяч людей, многие из которых являются выходцами из бывшего Советского Союза, живут в стране и служат в ее вооруженных силах, не могут жениться и быть и похоронены как евреи. В Израиле нет системы гражданского брака, и израильский закон требует, чтобы еврейские браки проводил раввин, уполномоченный Главным раввинатом.
Христианские и мусульманские пары также должны вступать в брак в рамках своей веры. Те, кто не соответствует ортодоксальным стандартам, установленным раввинатом, включая однополые пары, межконфессиональные пары и израильтян, не считающихся евреями согласно галахе, не могут вступать в брак в Израиле. Вместо этого они должны вступать в брак за рубежом. Попытки узаконить гражданский брак неоднократно терпели неудачу из-за противодействия политически влиятельных ультраортодоксальных партий.
Мать Долгопята рассказала радиостанции, что ее сын и его девушка прожили вместе три года, «но они не могут пожениться. Им нужно уехать за границу, но они не пускают его за границу, потому что ему всегда нужно заниматься спортом». Олимпийский чемпион, со своей стороны, попытался преуменьшить противоречие. «Это то, что у меня на сердце, сейчас нехорошо говорить об этом», – заявил он журналистам в Токио.
Но свадебные невзгоды Долгопята доминировали в общественном дискурсе: политики и множество обозревателей обсуждали вопрос о гражданском браке в Израиле.
Опрос, проведенный Израильским институтом демократии в 2019 году, показал, что почти 60% израильских евреев поддерживают гражданский брак. «Дело не в том, что Долгопят имеет право жениться в Израиле из-за выдающихся спортивных достижений, а потому, что он гражданин демократической страны», – заявила Катя Купчик, активистка израильской неправительственной организации «Hofsheet» («Свободный»). «Он, как и сотни тысяч других, не должен получать одобрения от Главного раввината, чтобы воспользоваться своим основным правом». Ишай Коэн, напротив, написал в ультраортодоксальной газете «Кикар Хашаббат»: «Я бы не хотел жить в стране, в которой получение спортивной медали является стандартом для обращения в иудаизм». Он заявил, что обращение требует принятия «ига Торы и заповедей».
Министр иностранных дел Яир Лапид заявил 2 августа, что будет всячески бороться за то, чтобы гражданский брак был признан. «На мой взгляд невыносимо, что кто-то может встать на подиум, услышать «Атикву» и получить золотую медаль во имя Израиля, а потом не сможет здесь жениться», – заметил он, имея в виду национальный гимн страны. «Это ситуация, которая не может продолжаться, и мы будем бороться за изменения».