Обзор Галереи Холокоста Имперского военного музея, рассказывающей о величайшем ужасе в истории
Сколько слов, сколько изображений, сколько предметов нужно, чтобы рассказать историю как определяющего события 20-го века, так и величайшего преступления этого кровавого века? – задается вопросом «The Guardian».
В статье отмечается, что хотя новые галереи, посвященные Второй мировой войне и Холокосту в Имперском военном музее в Лондоне (IWM London), занимают более 3000 квадратных метров, они признают неосуществимость своей задачи. Экспозиция на каждом шагу напоминает вам, что, то, что вы видите, — это небольшой проблеск огромного целого, которое, кажется, все большим, чем дальше вы углубляетесь.
Галерея Холокоста открывается залом, в котором представлена еврейская жизнь в Европе в годы до нацизма с помощью фотографий и звуков, включая смех, и нескольких «тотемов» в натуральную величину, тонких стеклянных колонн с изображением и историей конкретных людей. Эффект мощный: когда вы общаетесь с этим ребенком из Германии или с этим мужчиной из Польши, чувствуя их потерю, вам напоминают, что они были лишь каплями в океане крови. Похожая, хотя и обратная реакция происходит в конце выставки, благодаря простой графике, которая показывает, насколько мала доля нацистских убийц, которые предстали перед судом за свои преступления.
IWM London громко заявляет о том, что этот проект стоимостью 30,7 млн. фунтов стерлингов делает его первым музеем в мире, который объединяет повествования о Второй мировой войне и Шоа под одной крышей. Как отмечает автор статьи, ранее это его беспокоило. Конечно, эти два события были взаимосвязанными. Но они также были отличными. Ведь евреи-жертвы нацистов не были жертвами войны. Они были объектами действия, не имеющего прецедентов в истории человечества: уничтожения целого народа, поставленного на промышленную основу.
«Я с облегчением могу сказать, что музей не сделал ничего, чтобы стереть это различие, предоставив каждой теме отдельное слово. Но есть точки сопряжения. Одна из летающих бомб фашистов V1 подвешена к потолку и видна с обоих уровней. Что вполне уместно, потому что V1 была орудием войны, созданным с помощью рабского труда евреев», — подчеркивает журналист.
Обе выставки выигрывают от одинаково проницательных решений. Разделы о Британии стараются показать круг людей, которые сражались, погибали или страдали за эту страну. Мы видим фотоальбом, собранный Томасом Анди, нигерийским моряком, входившим в состав британского торгового флота и попавшим в плен. Есть изображения саперов с Ямайки, солдат из Бомбея и семьи сикхов, укрывающихся от авианалета. Когда вы смотрите на эти изображения, вы можете услышать пропагандистскую мелодию «Мы маршируем, маршируем, мы маршируем к победе», направленную на жителей Вест-Индии. Галерея Холокоста не мрачная и задумчивая, а ярко освещенная. Что неожиданно, но верно: нацисты преследовали евреев днем. Многие видели это достаточно ясно.
Помещение, посвященное местам убийства, в том числе местам массовых расстрелов, включает в себя огромные экраны, на которых транслируются современные кадры того, что сейчас является буколическим пейзажем. Цветут деревья, поют птицы. Звуки взяты из документального фильма Клода Ланцманна «Шоа» с кадрами польской сельской местности. Дело в том, что Холокост не происходил на другой планете и не существовал в каком-то черно-белом прошлом. Это часть нашего настоящего. Многое направлено на посещение выставки школьниками, и это тоже правильно. Здесь выставлен нацистский учебник, а также игрушки военного времени — среди них головоломка, перекликающаяся с нашим временем. Она называется «Головоломка Европы» и приглашает игроков «Снова собрать Европу воедино!» Есть аккуратный интерактивный фрагмент, в котором пользователя просят составить заголовок первой полосы газеты об эвакуации из Дюнкерка.
Каким должен быть заголовок? Параметры позволяют вам выбрать один из вариантов: «Пойманная в ловушку / Побежденная / Храбрая армия спасена / бежала / изгнана из Франции». Не все это работает. Некоторых отвлекает музыка, создающая настроение. Здесь воссоздан британский дом эпохи блица (блиц — период массовых бомбардировок Великобритании немецкой авиацией в 1940-1941 годах – «Лехаим»), но внутри находятся предметы, явно принадлежащие к 21 веку: на обоях есть узор, основанный на архивных семейных фотографиях, а вышитые в рамке образцы содержат цитаты, явно выбранные задним числом. Такая недостоверность может вызывать раздражение, особенно когда повсюду подлинные вещи. Нет необходимости в поддельной яичнице на поддельной тарелке, если у вас есть оригинальная банка сушеного молока «National», произведенная Министерством продовольствия. И, конечно же, слишком много всего, что нужно понять. Как может быть иначе, когда одна выставка должна охватывать войну на Филиппинах, судьбу рома и трехсторонние отношения Черчилля, Сталина и Рузвельта? Каждая витрина соответствует теме, которая сама по себе может заполнить целый музей. Каждая история, описанная в нескольких словах, может быть книгой.
В одном стеклянном ящике покоится пара штангенциркулей, с помощью которых «расовые ученые» измеряли диаметр черепа и размеры носа тех, кто считался нижестоящими. Есть изображение с организованной нацистами выставки дегенеративного искусства 1937 года, которая должна была вызвать отвращение, но оказалась популярной у немецкой публики. Есть пишущая машинка на идиш. Конечно, это слишком много, чтобы усвоить, потому что слишком много истории произошло за эти несколько кровавых лет. «Это окончательно? Последнее слово по поводу тех событий? Нет, потому что не может быть последнего слова. Но это стимулирующая, чувствительная и гуманная выставка, которая, возможно, нужна сейчас больше, чем когда-либо», — заключает автор статьи.