Объединение еврейского народа через изготовление ханукальных менор
Для серебряных дел мастера Якова Мердингера изготовление менор и предметов иудаики было частью его жизни с восьми лет, когда он начал работать на предприятии своей семьи, «Hazorfim», во время школьных каникул. Сегодня он является генеральным директором компании со штаб-квартирой в Кфар-Даниеле, недалеко от Модиина.
За последние два года у «Hazorfim» наблюдался 35-процентный рост экспорта менор, в основном в США и Европу. Среди клиентов — представители различных течений иудаизма, а также неевреи. «Клиенты – неевреи рассматривают менору как символ силы и защиты», – сказал Мердингер в интервью газете «The Jerusalem Post», данном 9 декабря. «Люди видят, как президент США Дональд Трамп и его дочь Иванка зажигают свечи меноры, и они видят, как премьер-министр Беньямин Нетаньяху зажигает их, и другие лидеры тоже делают это». Он напомнил, что в их магазине «в Италии мы продали большую менору женщине из Саудовской Аравии», добавив, что у клиентки было специальное место на стене для демонстрации меноры. «Кто-то впоследствии сказал ей, что это еврейская менора, но она сохранила ее из-за ее красоты», – сказал он.
Сегодня «Hazorfim» управляет пятью магазинами в Соединенных Штатах, и Мердингер сказал, что они видят разницу в том, какими менорами интересуются различные общины. В Лейквуде, штат Нью-Джерси, «им нужны более гладкие, элегантные изделия, но в таких местах, как Уильямсбург, хотят более витиеватый дизайн». На прошлой неделе «Hazorfim» продала менору высотой более метра, на изготовление которой ушло шесть месяцев. По словам Мердингера, клиент хотел осветить весь свой дом на Хануку. Клиент сказал ему, что если христиане могут поставить у себя дома огромную рождественскую елку, почему он не может сделать то же самое с хануккией?
Согласно опросу, проведенному «Hazorfim», у 90% еврейских семей в доме есть менора, а 85% еврейских семей зажигают менору. Что касается Израиля, то, по словам Мердингера, он обнаружил, что подавляющее большинство израильтян — как религиозных, так и светских – празднуют Хануку. «Ханука – важный праздник не только для религиозных, но и для нерелигиозных людей», – говорит Мердингер. Ханука для всего еврейского народа олицетворяет «наши крепкие корни. Для всех это символ силы, единства и стойкости». Он сказал, что это не просто рассказ о победе Маккавеев, но и обо всех победах еврейского народа в Израиле. «Даже сейчас мы воспитываем следующее поколение в детских садах, и они узнают о Хануке и о том, как много мы боролись за свою землю», – говорит Мердингер. «Даже сейчас, когда мы разделены из-за выборов и правительства, Ханука объединяет нас всех … Менора — это действительно хороший и важный символ для нас».
«Мы производим меноры в Кфар-Даниеле, и это та же самая область, где происходила большая часть событий из истории Маккавеев», – отметил он. «Мы здесь не случайно». По мере приближения Хануки, отмечает Мердингер, они уже исчерпали запасы своих современных менор, несмотря на то, что начали производить их с начала года. «Мы планируем в следующем году удвоить производство всех менор, включая и более современные», – отметил он.
В заключение Медингер отмечает, что он всегда чувствует себя «самым богатым человеком в мире», потому что он становится посланником, который дает стольким людям возможность выполнить мицву (заповедь) зажигания свечей на ханукальной меноре.