Нью-Йоркские музеи теперь по закону обязаны отмечать, какие из выставленных у них произведений искусства были изъяты нацистами у евреев
Губернатор Нью-Йорка Кэти Хочул подписала новый закон, который требует от музеев отмечать, какие из выставленных у них произведений искусства были изъяты нацистами у евреев, пишет журналистка «Art News» Шанти Эскаланте-де Маттеи.
Важно отметить, что закон расширяет определение изъятия, включив в него принудительную продажу произведений искусства. «Как жители Нью-Йорка, мы едины в нашем торжественном обязательстве пережившим Холокост: мы никогда не забудем», – говорится в заявлении Хочул. В законе отмечается, что во время Второй мировой войны у евреев было изъято около 600 000 картин. «Эти изъятия были направлены не только на обогащение Третьего рейха, но и были неотъемлемой частью цели Холокоста по уничтожению всех остатков еврейской идентичности и культуры», – говорится в законе. «Многие музеи сейчас выставляют эти изъятые произведения искусства, не признавая их происхождения».
В законопроекте уточняется, что произведения искусства должны сопровождаться размещенным на «видном месте» плакатом или другой формой оповещения. Законопроект был поддержан сенаторами Анной Каплан и Нили Розич. В настоящее время законодательство штата Нью-Йорк требует, чтобы произведения, созданные до 1945 года и сменившие владельца в Европе в нацистскую эпоху, были зарегистрированы в Реестре утраченных произведений искусства, чтобы жертвы изъятий могли искать утраченные произведения. Закон последовал за несколькими громкими исками за последние два десятилетия со стороны наследников, которые подали в суд на получение из нью-йоркских музеев произведений искусства, которые, по их словам, когда-то принадлежали их семьям.
Например, к Музею современного искусства и Музею Гуггенхайма подали иск о признании права собственности на две работы Пикассо «Мальчик, ведущий лошадь» (1906) и «Мулен де ла Галетт» (1900) после того, как Юлиус Шепс заявил, что его дядя продал эти работы под давлением во время войны. В 2009 году этот иск был урегулирован во внесудебном порядке и завершился тем, что картины остались у музеев. Другой не связанный с этим иск о реституции в 2016 году подали против Метрополитен-музея искусств потомки Пола и Элис Леффманн, которые утверждали, что картина Пикассо «Актер» (1904-05) была продана под принуждением. В 2019 году суд постановил, что Метрополитен может сохранить эту работу.
Как отметил «Gothamist» в недавней статье, эти новые законы не касаются произведений, которые были разграблены за пределами Европы, таких как артефакты, украденные во время военных конфликтов, таких как Гражданская война в Камбодже. Или во время колониальных кампаний, таких как возглавляемая Британией, которая привела к массовому захвату произведений бенинской бронзы. Были приняты два других законодательных акта, поддерживающих просвещение в области Холокоста и лиц, переживших его.
Первый позволяет Государственному департаменту образования проводить опросы, чтобы определить, в каких школах преподается история Холокоста. «Поскольку в Нью-Йорке растет антисемитизм, а пережившие Холокост стареют, этот новый закон гарантирует, что нью-йоркским школьникам расскажут о том, что происходит, когда ненависть не поддается контролю», – говорится в заявлении Розич. Другой законодательный акт требует, чтобы Департамент финансовых услуг опубликовал список банков, которые отказываются от сборов за переводы и обработку, связанных с выплатами возмещения выжившим.