Новый музей в Сан-Паулу стремится показать неевреям, «что значит» быть бразильским евреем
Прогуливаясь по улице Руа-Мартинью-Прадо в центре Сан-Паулу, трудно пропустить синагогу «Бет-Эль», пишет JTA.
Невысокое шестиугольное здание с надписью на иврите на стенах, которое почти не изменилось с момента его открытия в 1932 году, выделяется на улице, окруженной современными высотными постройками. Синагога, пустовавшая после последнего богослужения в 2007 году, обрела новую жизнь и преобразована в Еврейский музей Сан-Паулу, открытие которого запланировано на 5 декабря. Это будет крупнейшее учреждение в Бразилии, посвященное истории еврейской жизни страны. Каждый из пяти этажей музея посвящен определенной теме.
«Первое, что вы видите прямо в вестибюле, — это экспонаты, посвященные тому, что значит быть евреем», — пояснил Серджио Симон, президент музея. Этот вопрос, заметил Эдуардо Лифшиц, 34-летний учитель иврита и английского языка из Рио-де-Жанейро, важен для Бразилии, где, по его словам: «Люди не знают, что значит быть евреем». «Образ, который часто приходит в голову людям, думающим о том, кто такие евреи, — это образ ультраортодокса, но они никогда не думают о таких людях, как (популярные бразильские телеведущие) Лучано Халк, Сильвио Сантос или даже Натали Портман», — заявил Лифшиц. «Люди должны знать о них».
Хотя переписи населения не проводилось более 50 лет, по оценкам Симона, в Бразилии проживает 120000 евреев, из них около 60000 в Сан-Паулу и 30000 в Рио-де-Жанейро. Остальные распределены по стране. Сан-Паулу является домом для нескольких еврейских клубов, школ, федерации и больницы, которая считается одной из лучших больниц в Южной Америке. В здании сейчас кипит работа по подготовке к предстоящему открытию, но «вначале это был очень медленный процесс», — рассказал Симон. Когда в 2014 году он впервые взял на себя задачу переоборудовать старую синагогу, с крыши сочилась дождевая вода, а сквозь стены начали пробиваться растения. Целью его команды было восстановить синагогу в ее первоначальном виде и добавить четырехэтажную стеклянную пристройку. Они также предприняли попытку восстановить витражи синагоги, для чего потребовалось связаться с их первоначальным производителем в Соединенных Штатах.
На втором этаже посетители попадают на выставку, посвященную истории синагоги «Бет-Эль», которая включает исторические фотографии с момента ее строительства и открытия в начале 1930-х годов. В куполе, возвышающемся над синагогой, слайд-шоу изображает историю бразильской еврейской общины через фотографии иммигрантов, спроецированные на потолок. Один из них — отец Симона, иммигрировавший из Германии. «Как будто они смотрят на людей, посещающих выставку», — заметил он. «Это оказалось лучше, чем я ожидал». Стены синагоги, превратившейся в музей, покрыты пояснениями о еврейских праздниках и событиях жизненного цикла, а на месте, которое раньше считалось алтарем синагоги, организаторы разместили свитки Торы и священные книги, некоторые из которых относятся к 16 и 17 векам. Также будет «виртуальная Тора, которую люди смогут использовать на алтаре», и объяснения, как читать Тору, и инструкции о том, как использовать «яд», или указатель для чтения Торы, — добавил Симон.
На этом эта также рассказывается о современных еврейских проблемах, таких как гиюр, межконфессиональные браки, роль сексуальности и гендерной идентичности в иудаизме и «Бней Анусим» – движение коренных бразильцев, которые считают себя потомками европейских евреев. Особое внимание уделяется просвещению бразильцев-неевреев. «Бразилия — очень католическая страна», — заметил Аугусто Шагас, 36-летний нееврей, риск-аналитик из Сан-Паулу, который выразил желание посетить музей, когда он откроется. «Мы мало что знаем о других религиях». Шагас рассказал, что его знания о евреях были в основном сосредоточены на Холокосте. Однажды в самолете, летевшем в Нью-Йорк, он увидел еврея, надевающего тфилин, и не понял зачем. Шагас надеется, что посещение музея даст возможность больше узнать о таких религиозных ритуалах и даже кулинарных традициях.
Любимый этаж Симона находится внизу и посвящен истории евреев в Бразилии. «Многие люди считают, что евреи приехали сюда из-за Второй мировой войны, — заявил он, — но на самом деле евреи прибыли в Бразилию еще в 1500-х годах». Ранние иммигранты в Бразилию были в основном криптоевреями, также известными как марраны или «новые христиане», которые во времена испанской и португальской инквизиции были вынуждены тайно исповедовать иудаизм, внешне оставаясь христианами. Первые две временные выставки музея будут посвящены португальской инквизиции в Бразилии, которая закончилась всего 200 лет назад. Между 1560 и 1821 годами многие криптоевреи были арестованы и отправлены обратно в Португалию для казни. «На выставке будут даже представлены орудия пыток и одежда инквизиторов, — рассказал Симон, — хотя мы ограничиваем количество выставляемых орудий пыток, чтобы не отвлекать внимание».
Также на этом этаже представлены экспонаты, изображающие первые еврейские общинные учреждения Бразилии, которые восходят к 1910 году, когда волны еврейских иммигрантов, в основном из России и Украины, начали прибывать в Бразилию, создавая еврейские кладбища, больницы, школы и кредитные союзы. Сначала еврейские учреждения располагались в районе Бом Ретиро, в 20 минутах езды на метро от музея.«В этом районе жизнь была полностью еврейской. Все вывески были написаны на идише и иврите. На улицах говорили на идиш», — рассказал Симон. Хотя за последние 30 лет район стал больше корейским, еврейское наследие живет в нескольких еврейских зданиях и школах, которые все еще присутствуют там.
Музей также затрагивает историю Бразилии во время и после Холокоста. «Правительство Бразилии было дружно с Гитлером», — отметил Симон. «И самая большая нацистская партия за пределами Германии была здесь, в Бразилии». После войны многие евреи приехали в Бразилию в качестве беженцев — как и многие нацисты. Одним из известных примеров является Йозеф Менгеле, печально известный врач из Аушвица, также известный как «Ангел смерти», который после войны перебрался в Южную Америку.
Последние два уровня посвящены современному государству Израиль и любви евреев к письменному слову, включая иврит. С приближением дня открытия члены еврейской общины Сан-Паулу воодушевлены потенциалом музея. Ариэль Лебль, 32-летний еврей, работающий фандрайзером в Сан-Паулу, видит в музее возможность обратиться к нееврейским жителям города и навести мосты между общинами. «Это будет отличное место, чтобы принять политических лидеров, ученых и детей из близлежащих школ», — заявил он. «Речь идет о соединении людей с контентом, который они обычно не видят». Он добавил: «Синагога раньше был местом только для евреев, а теперь это еврейское место для всех».