Новые исследования показывают, что британские евреи с более высокими академическими степенями реже взаимодействуют с еврейской общиной и меньше привязаны к Израилю
Согласно новому исследованию, высокообразованные британские евреи с меньшей вероятностью будут связаны с еврейской общиной и привержены ее сохранению, и с большей вероятностью займут критическую позицию в отношении Израиля.
В докладе, написанном Стивеном Миллером, почетным профессором Лондонского Университета Сити (CUL), и старшим научным консультантом лондонского Института исследования еврейской политики (JPR), была дана оценка взаимосвязи между высокими академическими достижениями, доля которых у британских евреев непропорционально велика, и вовлечением в еврейскую жизнь. Он опирался на три опроса, проведенных JPR с 1995 года, а также опрос 2015 года, проведенный исследователями CUL.
Согласно исследованию, по мере роста научных достижений среди евреев, их членство в синагогах и посещаемость синагог среди них снизились. «Доля респондентов мужского пола, которые посещают синагогу в большинство суббот (или чаще), довольно резко снижается после получения ученой степени», – говорится в исследовании. И все же исключение было обнаружено среди членов прогрессивных синагог, а именно в реформистских, либеральных и консервативных общинах. В этих общинах, которые в Великобритании привлекают меньше членов, чем ортодоксальные, аспиранты чаще еженедельно посещали синагоги.
Религиозные верования также, казалось, отличаются: 50 процентов людей, не получивших университетского диплома, согласились с тем, что евреи имеют особые отношения с Богом – позицию, разделяемую только 25 процентами их сверстников-аспирантов. Люди не получившие университетского диплома также в 1,5 раза чаще, чем аспиранты, говорили, что молитва и вера в Бога «весьма» или «очень» важны для их еврейской идентичности. Эта тенденция была очевидна среди традиционных членов ортодоксальных синагог, и особенно среди прогрессивных общин. Те, кто считают себя строго ортодоксальными, поддерживают высокий уровень верований, которые существенно не меняются в зависимости от уровня образования.
Соблюдение еврейских ритуалов – от посещения Седера каждый год до поста в Йом Кипур и покупки кошерного мяса – также было ниже среди наиболее высокообразованных, чем среди выпускников и людей, не получивших университетского диплома. Различия распространялись и на поведение в общине: евреи, которые не получили ученую степень, в два раза чаще имели еврейских друзей, чем те, у кого была более высокая степень. Кроме того, в отчете отмечается, что «вероятность наличия нееврейского партнера систематически возрастает с уровнем образования».
Евреи с более высокой степенью образования также с меньшей вероятностью будут регулярно читать еврейскую газету, но с большей вероятностью будут участвовать в других культурных мероприятиях, таких как покупка предметов еврейского искусства или просмотр еврейского фильма. Они также реже соглашались с тем, что «неразрывная связь объединяет евреев во всем мире» или что для еврейского народа важно выжить – хотя 77 процентов все же согласились с последним утверждением (по сравнению с 91 процентом людей без степени).
Различия были также очевидны в благотворительности, с множеством (45 процентов) не получивших образования, предпочитающих помогать еврейской благотворительности, которой отдали приоритет только 22 процента высокообразованных. Вместо этого последняя группа, вероятно, предпочла бы помощь пострадавшим за рубежом (38 процентов), за которой следовали поддержка общих британских благотворительных организаций, и лишь потом – еврейские организации. Те, кто отдавал приоритет израильскому делу (12 процентов), существенно не различались по уровню образования.
В отчете также обнаружена связь между высокими академическими достижениями и одобрением «трепетного» отношения к Израилю, а также меньшей привязанностью к еврейскому государству. Эти две особенности «сосуществуют с хрупкой общественной активностью и более низкими уровнями религиозных убеждений и практики как части группы особенностей, которые характеризуют академически способных евреев», согласно отчету.
В то время как 18 процентов евреев, не имеющих степеней, заявили, что поддержат некоторые санкции против Израиля в рамках усилий по оказанию давления на его правительство с целью участия в «мирном процессе», этот процент увеличился до 32 среди евреев, имеющих степень магистра или доктора наук. И наоборот, 78 процентов евреев, не имеющих степени, согласились с тем, что мирные переговоры были бессмысленными, пока в палестинских школах продолжали преподавать ненависть к Израилю, в то время как среди их коллег с академическими степенями с этим согласились только 45 процентов.
Тем не менее большинство обеих групп заявили, что они поддерживают право Израиля на существование в качестве еврейского государства, и выразили «глубокое чувство гордости за достижения Израиля в области искусства, науки и техники». Признавая, что изменения внутри общины и внешние социальные и политические факторы могут изменить данные в будущем, доклад предостерегает, «что доля академически одаренных людей, вовлеченных в общину, вероятно, уменьшится, если нынешние тенденции сохранятся».