Новаторский проект призван пролить свет на «забытых» латиноамериканских евреев
Выросший в Венесуэле Менахем Бандель был глубоко осведомлен об уникальной культуре и истории латиноамериканских евреев, в том числе об опыте его бабушек и дедушек, переживших Холокост. Но для него стало неожиданностью, когда он начал учебу в Университете Брандейса и обнаружил, что большинство его сокурсников даже не знали, что евреи живут в Латинской Америке.
«Латиноамериканские евреи были забыты. Никто не знал о них», —сказал Бандел, который закончил университет весной. «Люди даже не знали, что вы можете говорить по-испански и быть евреем одновременно». Для меня это было умопомрачительно. Разработанная Далией Васснер, ученым-евреем, которая выросла в Соединенных Штатах и Мексике, инициатива Брандайса направлена на то, чтобы пролить свет на опыт латиноамериканских евреев. В течение своего последнего в университете года Бандель работал с Васснер для создания программы, которая стартует в ноябре в Институте Хадасса-Брандейс, научно-исследовательском институте по проблемам женщин и пола. Целью проекта является корректировка отделов еврейских исследований, которые замалчивают изучение региона в пользу сосредоточения внимания на опыте евреев в Европе, Израиле и Соединенных Штатах.
Проект также будет использовать гендерный взгляд, что делает его первой академической инициативой в мире, делающей это, сказала Васснер JTA. «Наш мандат заключается в том, чтобы исследовать свежие идеи о евреях и гендерных аспектах, а также полный спектр опыта еврейских женщин», – сказала Лиза Фишбайн Йоффе, директор Института Хадасса-Брандейс. «Часть того, что я хочу сделать, — это расширить понимание того, кто такие еврейские женщины, и сложность их опыта».
В рамках проекта будет рассмотрена тема иммиграции. В последние годы еврейское население Латинской Америки сократилось, поскольку многие евреи уехали в Израиль и Соединенные Штаты, руководствуясь экономическими соображениями и сионизмом, сказала Васснер. В настоящее время в регионе проживает от 300 000 до 400 000 евреев по сравнению с более чем 500 000 человек в 1970-х годах. Тем не менее еврейские общины продолжают процветать в таких странах, как Мексика, Бразилия и Аргентина, а иммигранты, которые поселяются в других местах, приносят с собой свою культуру, создавая вторую диаспору с Латинской Америкой в качестве своего центра.
Сама Васснер – одна из таких иммигрантов. Она выросла в мексиканской еврейской семье в Сан-Диего, но, когда ей было 12 лет, ее родители решили вернуться в родную страну. Они хотели, чтобы Васснер, ее братья и сестры «знали и связывали нашу латиноамериканскую еврейскую идентичность с нашей родиной», – сказала она. Еврейская культура в Мехико отличалась от той, которую она знала в Сан-Диего. Ее семья вернулась в США через пять лет, но этот опыт оказал глубокое влияние на Васснер, что, по ее словам, обогатило ее сферу изучения. «Я думаю, что понимаю эти вопросы очень лично», – сказала она.
Идея проекта выросла из курса, который Васснер преподавала в Брандайсе в 2015 году. В нем основное внимание уделялось латиноамериканскому еврейскому опыту и идентичности, и тому, как они сформировали историю региона и гендерные проблемы. Институт Хадасса-Брандейс предоставил начальные деньги, а дополнительные средства поступили от частных доноров и Таргума Шлиши, фонда, изучающего еврейскую культуру, образование и проблемы женщин.
В дополнение к продвижению академического анализа и исследований, Васснер хочет создать сообщество для латиноамериканских евреев и других, заинтересованных в их культуре. С этой целью, помимо организации курсов, проведения конференций и публикации статей, в рамках инициативы будут проводиться культурные мероприятия, такие, как показы фильмов и беседы в синагогах. Хотя проект еще не стартовал, инициатива проводила мероприятия в прошлом учебном году. Фишбейн Иоффе сказала, что явка показала потребность и желание среди латиноамериканских евреев, живущих в США в создании сообщества.
На показе фильма «Забытые драгоценности Кубы» в документальном фильме о европейских евреях, которые бежали на Кубу во время Второй мировой войны, участники говорили о том, как они счастливы присутствовать на мероприятии, которое рассказывало об их еврейской идентичности. «Люди в аудитории говорили: «это моя история, Латинская Америка является частью моей еврейской идентичности, моя семья искала там убежища, моя семья жила там», – вспоминала Фишбейн Иоффе. «Повествование о еврейской общине как просто ашкеназской или сефардской не отражает сложности нашей идентичности».