Нетаньяху согласился повторно отправить израильскую делегацию в США, заявил Белый дом
Офис премьер-министра Биньямина Нетаньяху согласился перенести встречу в Вашингтоне для обсуждения альтернатив полномасштабному наземному вторжению в Рафах, заявила 27 марта пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер, пишет журналистка «The Jerusalem Post» Ева Янг.
Жан-Пьер сообщила, что Белый дом работает над определением новой даты встречи. «Мы не можем упустить тот факт, что существует соглашение о проведении здесь встречи для обсуждения операции в Рафахе. Мы собираемся назначить дату проведения этой встречи в ближайшие дни», – рассказала Жан-Пьер. Мы поделимся своей точкой зрения, они поделятся своей. В этом и заключается дипломатия».
Первоначально Нетаньяху заявил на встрече с сенатором США Риком Скоттом 27 марта, что отменил поездку израильской делегации, которая должна была встретиться с высокопоставленными чиновниками США в округе Колумбия на этой неделе, как «сигнал ХАМАСу». Нетаньяху отменил визит делегации после того, как США воздержались в Совете Безопасности ООН, что привело к принятию резолюции, призывающей к немедленному прекращению огня в Газе и немедленному освобождению заложников. «Я думаю, что решение США в Совете безопасности было очень, очень плохим», — заявил Нетаньяху на встрече со Скоттом. «Это побудило ХАМАС занять жесткую позицию и поверить в то, что международное давление не позволит Израилю освободить заложников и уничтожить ХАМАС», – заметил он. «Поэтому мое решение не отправлять делегацию в Вашингтон после принятия этой резолюции было, прежде всего, сигналом ХАМАСу – не делайте ставку на то, что это давление сработает», – подчеркнул он.
Делегация должна была обсудить с американскими чиновниками альтернативные планы масштабной военной операции в Рафахе и соглашение по освобождению заложников. Американский чиновник сообщил «The Times of Israel» 27 марта, что Офис премьер-министра Биньямина Нетаньяху обратился к Белому дому с просьбой перенести встречу по поводу потенциальной израильской операции в Рафахе, пишут журналисты «The Times of Israel» Лазар Берман и Джейкоб Магид. Офис Нетаньяху отрицал выдачу окончательного разрешения на такую поездку, но израильский чиновник сообщил «The Times of Israel», что сообщения «верны» и что министр по стратегическим вопросам Рон Дермер и председатель Совета национальной безопасности Цахи Ханегби, скорее всего, поедут в Вашингтон. Американский чиновник сообщил, что стороны работают над новой датой межведомственной встречи. Они также отметили, что высокопоставленные чиновники Байдена, советник по национальной безопасности Джейк Салливан, госсекретарь Энтони Блинкен, министр обороны Ллойд Остин и глава ЦРУ Билл Бернс провели «конструктивные» встречи с прибывшим министром обороны Йоавом Галлантом и что Рафах был ключевой темой обсуждения.
Наиболее трудные вопросы, связанные с переговорами по освобождению заложников, еще предстоит решить, но переговоры, по всей видимости, еще не подошли к концу, заявил 27 марта пресс-секретарь Госдепартамента после того, как ХАМАС поздно вечером 25 марта отклонил американское компромиссное предложение. «По характеру переговоров такого типа, когда вы доходите до конца, когда вы добиваетесь прогресса, оставшиеся проблемы часто оказываются самыми трудными. Обычно вы не решаете самые сложные проблемы первыми, вы решаете их в последнюю очередь», – заявил пресс-секретарь Мэтью Миллер. Однако Миллер не подтвердил наличие «каких-либо конкретных разговоров», которые все еще продолжаются. «Мы считаем, что существует возможность продолжать добиваться освобождения заложников, и это то, что мы собираемся продолжать делать», — заметил Миллер. Жан-Пьер, со своей стороны, отвергла идею о том, что воздержание при голосовании в СБ ООН 25 марта указывает на изменение в посланиях или политике. А высокопоставленный американский чиновник сообщил «The Times of Israel» 26 марта, что отказ ХАМАСа от компромиссного предложения по освобождению заложников был опубликован до принятия резолюции, которую Вашингтон позволил принять, обвиняя Нетаньяху в том, что он занимается политическими играми.
Нетаньяху встретился с двухпартийной делегацией конгрессменов из AIPAC, сообщил его офис. Нетаньяху рассказал, что поддержка США во время войны между Израилем и ХАМАСом важна и глубоко ценится Израилем и что Нетаньяху и президент США Байден открыто заявляют о своих разногласиях, когда дело доходит до операции в Рафахе. Разговоры о трудностях защиты гражданского населения во время крупномасштабного вторжения в Рафах становятся «почти массовой истерией», заявил Нетаньяху делегации, отметив, что гражданские лица в Рафахе могут отправиться в другие части сектора Газа и что им будет оказана помощь. Нетаньяху также коснулся Ирана, сообщив делегации, что около недели назад Иран официально перешел от идеологической позиции желания уничтожить Израиль к практическому плану по уничтожению государства. «Формальная политика заключается в переходе от идеологической позиции уничтожения Израиля к практическому долгосрочному плану по уничтожению государства», – заметил Нетаньяху.
Пресс-секретарь правительства Израиля Ави Хайман заявил 27 марта, что то, что США воздержались при голосовании по резолюции Совета Безопасности ООН, принятой 25 марта, представляет собой изменение позиции США, поскольку оно не увязывает соглашение по освобождению заложников с прекращением огня, как это было в предыдущих резолюциях. Хайман поддержал премьер-министра, заявив, что резолюция послала ХАМАСу сигнал о том, что они смогут добиться прекращения огня без освобождения заложников. Никто не сможет принуждать Израиль к прекращению огня, добавил Хайман, процитировав министра по стратегическим вопросам Рона Дермера и заявив, что это официальная позиция израильского правительства. «У нас нет выбора. Если США решат не поддерживать нас сейчас, нам придется завершить работу», — заметил он, продолжая цитировать Дермера. На вопрос, будет ли перенесен отмененный визит, Хайман не ответил, но заявил, что диалог между израильскими чиновниками и их американскими коллегами продолжается, снова ссылаясь на замечания, сделанные Дермером в средствах массовой информации 26 марта.
Поступали противоречивые сообщения о переносе визита делегации на вечер 27 марта. NBC сообщила, что высокопоставленные американские чиновники заявили, что Израиль обратился с просьбой перенести дату прибытия делегации. Вечером 27 марта Офис премьер-министра заявил, что Нетаньяху не утвердил визит делегации. Сенатор-республиканец от Южной Каролины Линдси Грэм также встретился с Нетаньяху, который поблагодарил его за постоянную поддержку. Грэм рассказал, что это его пятый визит в Израиль с 7 октября. «Я поддерживаю вас и вашу страну», — заявил Грэм Нетаньяху на встрече, видеоролик о которой был опубликован 26 марта. «Разногласия между союзниками и друзьями — это нормально, и это случается время от времени», — заметил Грэм, добавив, что уничтожение ХАМАСа не подлежит обсуждению «для цивилизованного мира». «Вот мой совет вам и вашей стране: продолжайте», — заметил Грэм.
Позже, выступая перед журналистами в Иерусалиме в среду, Л. Грэм преуменьшил значение растущей напряженности между Белым домом Байдена и премьер-министром Израиля, заявив, что ситуация «не так плоха, как кажется». В Сенате широко распространено мнение, что Израиль должен уничтожить ХАМАС военным путем», — пояснил он, добавив, что борьба по поводу резолюции Совета Безопасности ООН «скоро останется позади». «Израиль не может позволить ХАМАСу или кому-либо еще узнать, что в боях будет перерыв хотя бы на 30 секунд без освобождения заложников», — заметил он, поддержав разочарование Израиля по поводу того, что США не воспользовались своим правом вето.
Отвечая на вопрос «The Times of Israel» о возможности Белого дома замедлить поставки оружия в Израиль, чтобы оказать на него давление с целью изменить политику в секторе Газа, Грэм заявил, что в Конгрессе произойдет бурная реакция, если возникнет хоть малейшее дуновение какого-либо предположения, что мы замедляем поставки оружия Израилю, когда он борется за само свое существование». Он подчеркнул, что не слышал о каких-либо планах по задержке или прекращению поставок оружия. Грэм также заявил журналистам, что обвинения в том, что Израиль использует голод как инструмент войны в секторе Газа, являются «чушью собачьей». «Вы говорите об обвинении, которое является всего лишь кровавым наветом», — продолжил Грэм. «Никогда в истории войн я не видел таких усилий со стороны одного из главных участников войны, чтобы уменьшить воздействие на население другой стороны», — заявил Грэм, который ранее в тот же день встретился с Нетаньяху и министром военного кабинета Бени Ганцем и говорил по телефону с начальником штаба ЦАХАЛа Герци Халеви. «Израильские военные и правительство, на мой взгляд, во время войны прилагают невероятные усилия, чтобы обеспечить невинным палестинцам возможность иметь самое необходимое для жизни», — заявил он. «Я знаю, что в секторе Газа очень плохо. Я уверен, что это так. Но еду везут. Здравоохранение работает». «Израильский народ через своих военных и выборных должностных лиц решил помочь палестинскому народу», — заметил он, отвечая непосредственно министру обороны США Ллойду Остину, который заявил своему израильскому коллеге Йоаву Галланту, что защита палестинцев является «моральным императивом». «Существовал ли во время Второй мировой войны у США моральный долг уменьшить потери в Германии и Японии?» — спросил Грэм. «Если бы вы сказали американскому народу после Перл-Харбора, что вам нужно разработать план, как накормить гражданское население и уменьшить потери за счет военной победы, вас бы выгнали из города».
Сенатор рассказал, что его проинформировали об израильском плане по эвакуации мирных жителей, укрывшихся вокруг Рафаха, и что он «очень впечатляет». Грэм также заявил, что БАПОР, агентство ООН по делам палестинских беженцев, «мертво для Конгресса» и «мертво для Соединенных Штатов». «На протяжении десятилетий палестинских детей учили через БАПОР и другие агентства убивать всех евреев», — заметил Грэм об агентстве, которое находится под пристальным вниманием из-за причастности некоторых его сотрудников к нападениям 7 октября. «Кто-то должен вырвать палестинскую школьную систему с корнем и уничтожить ее», — добавил Грэм.
Он также заявил, что Палестинская автономия, «в том виде, в каком она существует сегодня, на мой взгляд, не является законным партнером Государства Израиль». Грэм рассказал, что он надеется, что благодаря соглашению о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем арабские страны «начнут менять траекторию движения Палестины, что они заменят старых и коррумпированных лидеров новыми, что они придумают новую формулу управления для Западного Берега и Газы, чтобы Израилю было с кем поговорить о будущем палестинского народа».
Что касается желания некоторых израильтян создать поселения в Газе, Грэм заявил, что это «не будет практическим решением, которое найдет где-либо большую поддержку». Он утверждал, что лучший план на следующий день после падения ХАМАСа — позволить арабским государствам «взять на себя ответственность за палестинское дело таким образом, чтобы демилитаризовать Западный Берег и сектор Газа, а также разработать план по дерадикализации населения».
Нетаньяху 28 марта встретится с родителями солдат, взятых в заложники ХАМАСом, сообщил 27 марта Форум заложников и пропавших без вести семей. По данным форума, родители потребуют от премьер-министра ответов о том, как он намерен вернуть детей домой. В тот же день члены семей заложников выступили в Совете ООН по правам человека в Женеве, что стало первым выступлением такого рода. Выступившая Ярден Гонен, сестра Роми Гонен, находящейся в заложниках, заявила, что ее сестру и еще 18 молодых женщин удерживают «те, кто совершил все эти ужасающие действия 7 октября». «Их используют как рабов, одевают как кукол. Они подвергаются сексуальному насилию». Элла Бен Ами, дочь Охада Бен Ами, находящегося в заложниках, спросила членов Совета по правам человека, что они сделали, чтобы вернуть ее отца ее матери (которая также была заложницей и была освобождена через 54 дня). «Что вы сделали, чтобы воссоединить всех заложников с их семьями?», – спросила она.
Война в секторе Газа разразилась 7 октября после того, как ХАМАС предпринял беспрецедентную атаку на Израиль, в результате которой было убито около 1200 человек, в основном мирных жителей, и похищено 253 человека. Министерство здравоохранения в секторе Газа, управляемое ХАМАСом, утверждает, что во время войны были убиты более 32000 палестинцев, но это число не может быть независимо проверено, и считается, что оно включает как террористов ХАМАСа, так и мирных жителей, некоторые из которых были убиты из-за осечек ракет террористической группировки. ЦАХАЛ заявляет, что убил более 13000 террористов в Газе, в дополнение к примерно 1000, которые были убиты на территории Израиля 7 октября и сразу после него.