Новости

Немецкая выставка современного искусства, преследуемая обвинениями в антисемитизме, отказалась удалять пропалестинскую инсталляцию, прославляющую терроризм

15 сентября 2022, 09:00 Германия
Поделиться

На этой неделе продолжилась череда скандалов, связанных с демонстрацией антисемитских произведений искусства на флагманской выставке современного искусства в Германии «Documenta», поскольку ее кураторы демонстративно отказались удалить видеоинсталляцию, декларирующую поддержку палестинского дела, вызвавшую возмущение некоторых посетителей, пишет журналист «The Algemeiner» Бен Коэн.

В гневном заявлении, опубликованном 10 сентября коллектив индонезийских художников «ruangrupa», выбранный куратором 15-й выставки в городе Кассель, отверг критику группы независимых экспертов о том, что рассматриваемая работа под названием «Токийские бобины» и подчеркивание «в значительной степени игнорируемой и недокументированной антиимпериалистической солидарности между Японией и Палестиной» были антисемитскими. «Мы привержены роли искусства в сопротивлении этой более широкой социальной несправедливости», — говорится в заявлении. «В контексте «Documenta» и специфики немецкого контекста мы видим, что преследование палестинских художников — это точка, в которой сходятся наши антиколониальные настроения, и они стали центром атаки».

В заявлении осуждалось создание экспертной группы в августе после частых разоблачений выставленных работ, содержащих антисемитские изображения, среди которых мураль с изображением израильского солдата в виде свиньи в каске с надписью «Моссад» и карикатура на ортодоксального еврея с крючковатым носом и в традиционной шляпе с выбитыми буквами «СС», напоминающими о нацистской военизированной организации. Заявление «runagrupa» также осудило широко принятое рабочее определение антисемитизма Международного альянса в память о Холокосте (IHRA), которое включает примеры антисионистского дискурса, утверждая, что оно объединяет «критику Государства Израиль и критику сионизма с антисемитизмом».

Далее в заявлении «runagrupa» утверждалось, что «вопрос не в праве Израиля на существование; вопрос в том, как он существует. Сопротивление Государству Израиль — это сопротивление поселенческому колониализму, который использует апартеид, этнические чистки и оккупацию в качестве форм угнетения». В нем указывалось, что многие индонезийские художники отождествляют себя с палестинцами «из-за исторической солидарности между этими транснациональными антиколониальными борцами».

В заявлении, опубликованном 10 сентября, экспертная группа из семи ученых, сформированная для расследования наличия антисемитских произведений на финансируемой государством выставке, подчеркнула, что «наиболее неотложной задачей является завершение показа сборника пропалестинской пропаганды «Токийские бобины». В нем говорилось, что фильмы, собранные в инсталляции, были «начинены антисемитскими и антисионистскими декорациями, а также вставленными между фильмами комментариями художников, в которых они прославляют терроризм посредством своего некритического обсуждения». В более раннем анализе инсталляции отмечалось, что фильмы «пропитаны ненавистью к Израилю».

В отдельном заявлении представительный орган еврейской общины Германии заявил, что «ошеломлен» реакцией «ruangrupa» на критику экспертов. «Они («ruangrupa») продолжают отказываться от открытого и честного расставания с антисемитизмом и ненавистью к Израилю», — говорится в заявлении Центрального совета немецких евреев. «Поступая таким образом, они еще раз доказывают, что антисемитизм структурно присутствовал в «Documenta» с самого начала». Президент совета Йозеф Шустер сокрушался по поводу того, «что здесь еще раз проявляется то, с чем часто сталкиваются евреи: обвинение в антисемитизме представляется более серьезным, чем сам антисемитизм». «Эта «Documenta» нанесла ущерб репутации Германии», — добавил Шустер. «Documenta» считается одной из самых важных выставок современного искусства наряду с Венецианской биеннале. Известная как «стодневный музей» — продолжительность каждой выставки — она была организована в 1955 году Арнольдом Боде.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции