Новости

Немецкие евреи требуют отставки директора выставки современного искусства «Documenta»

8 августа 2022, 10:00 Германия
Поделиться

Скандал с антисемитскими произведениями искусства, выставленными на престижной немецкой выставке современного искусства «Documenta», продолжал разгораться 5 августа, когда еврейские активисты потребовали отставки временного директора выставки всего через две недели после его назначения на этот пост, пишет журналист «Haaretz» Бен Коэн.

В открытом письме, широко освещаемом немецкими СМИ, председатель Инициативы «Еврейские ценности» Элио Адлер заявил, что исполняющий обязанности директора Александр Фаренгольц занимается «нормализацией» антисемитизма, скандалы на почве которого полностью затмили выставку, проводящуюся в городе Кассель каждые пять лет. Фаренгольц был назначен в конце июля, чтобы заменить предыдущего директора, Сабину Шорманн, которая, по словам Адлера, была вынуждена уйти в отставку, потому что она «не нашла правильных ответов на продолжающийся скандал с антисемитизмом, который снова и снова подогревался постоянными находками антиеврейских экспонатов».

Ключевое событие в календаре мира искусства, пятнадцатая выставка «Documenta» запомнится скандалом из-за антисемитизма, а не выставленными произведениями искусства. В ходе подготовки к выставке были высказаны первоначальные опасения по поводу участия художественных групп, которые поддерживают кампанию по изоляции Государства Израиль путем всеобъемлющего бойкота, в том числе индонезийских кураторов фестиваля, коллектива художников, известного как «Руангрупа». Вскоре после открытия выставки в июне разразился еще один скандал, в центре которого была мураль с уродливыми антисемитскими клише, в том числе изображением израильского солдата в виде свиньи в каске с надписью «Моссад», и карикатура на ортодоксального еврея с крючковатым носом и буквами «СС», обозначающими название нацистской военизированной организации. Хотя мураль была снята с выставки, канцлер Германии Олаф Шольц отменил посещение «Documenta» в знак протеста против содержащихся на ней «отвратительных» изображений.

Между тем на прошлой неделе разразился новый скандал, когда посетители выставки обнаружили брошюру с антисемитскими карикатурами, нарисованными сирийским художником Бурханом Каркутли. Появление брошюры привело в ярость еврейские организации и немецких политиков, которые обрушились на Фаренгольца за его отказ провести систематический обзор выставки, чтобы убрать антисемитские экспонаты. «Александр Фаренгольц таким образом способствует нормализации антисемитского мышления в Германии», — заявил Адлер в письме, адресованном министру искусств земли Гессен, где находится Кассель, Ангеле Дорн. «Именно эта нормализация, посредством которой ненависть к евреям просто принимается, вызывает у нас, евреев в Германии, глубокие, настоящие страхи», — продолжил Адлер. С критикой в ​​адрес руководства выставки на этой неделе выступили и члены вновь созданного комитета по рассмотрению скандалов, связанных с антисемитизмом. «Нас раздражает, что руководство «Documenta», несмотря на их приверженность открытости, похоже, определяет важные вопросы о том, как бороться с антисемитским искусством, как раз в тот момент, когда создается комитет, который должен руководить этой работой», — заявили члены комитета. Они добавили, что тем более прискорбно, что влияние дебатов на еврейскую общину до сих пор практически не учитывалось в публичных заявлениях о художественной выставке. Затем они пообещали, что как комитет мы будем работать над тем, чтобы точки зрения евреев рассматривались и учитывались в ходе работы.

Адлер завершил свое письмо призывом к Фаренгольцу и «Руангрупе» уйти в отставку. «Если скандал с антисемитизмом не будет иметь значимых и долгосрочных последствий, сомнительно, что город Кассель и земля Гессен смогут в принципе и в будущем организовать выставку искусства», — заключил он. Поддержку руководству «Documenta» оказали трое немецких ученых, которые оспаривали, можно ли считать изображения на вызывающей споры фреске антисемитскими. Ссылаясь на стереотипное изображение ортодоксального еврея, ученые во главе с Вернером Руфом, политологом из Кассельского университета, задались вопросом: «Означает ли оно «ненавистного, ненасытного еврея» или проницательного маклера, который символически представляет финансовый капитал, продававший богатство и природные ресурсы стран «третьего мира» на фондовом рынке?»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции